Благодаря мастерству реставраторов Мастерской Евгения Шаманского теперь любой посетитель музея в Мытищах, созданного этим энтузиастом, может познакомиться с единственным сохранившимся ЗИС-33, автомобилем, вошедшим в историю как неудачная попытка превратить стандартный ЗИС-5 в вездеход.
А началось все осенью 1939 года, когда советская армия освобождала Западную Украину, располагая для доставки солдат и снаряжения только обычными полуторками ГАЗ-АА/ММ и трехтонками ЗИС-5, то и дело застревавшими на мокрых грунтовых дорогах. Наблюдавший за ходом освободительного похода тогдашний Первый секретарь ЦК Компартии Украины Никита Хрущев не раз крепко высказывался по поводу происходящего, и тут в голову его шофера пришла идея: надеть на ЗИС-5 гусеничный движитель танкового типа, переделав таким образом дорожный грузовик в вездеход, и сделать это с минимальными затратами. Хрущев уцепился за эту идею: она показалась ему перспективной и с той точки зрения, что помогала решить еще одну задачу: вывоз свеклы с колхозных полей, превращавшихся в октябре в черноземное месиво.
Автомобили со съемными комплектами полугусеничных движителей приняли участие в Советско-финской войне в Битве под Москвой
Вскоре первые два подобных автомобиля были изготовлены на Харьковском машиностроительном заводе. Военные, проведя их экспресс-испытания, торопливо дали положительную оценку, и «зеленый свет» новинке был открыт: Завод им. Сталина получил правительственное указание срочно поставить новый грузовик на конвейер. Надо признать, что ведущий конструктор автомобиля, которому был присвоен индекс ЗИС-33, Борис Михайлович Фиттерман, уже тогда знал о бесперспективности этой работы.
Темпы выполнения задачи были просто сногсшибательные. 20 декабря 1939 года два харьковских грузовика поступили для изучения на завод. На разработку документации Наркомат среднего машиностроения отпустил 10 дней, а через 18 суток должен был начаться выпуск серийных автомобилей. В итоге к 24 часам 31 декабря был изготовлен последний чертеж, а 18 января 1940 года сборочный конвейер покинул первый серийный ЗИС-33.
Машина, однако, получилась неудачной. Как вспоминает Б.М. Фиттерман, «гусеничный движитель с массой 1337 кг сожрал половину грузоподъемности трехтонки, элементы трансмиссии, не рассчитанные на многократные перегрузки, то и дело ломались, расход топлива был чудовищным: 100 – 150 л/100 км на грунтовых дорогах».
Грузоподъемность автомобиля упала до 1,5 т, а расход топлива вырос до 150 л/100 км
Низкая надежность – причина, по которой автомобиль был снят с производства после выпуска 4539 экземпляров
При этом проходимость оставляла желать лучшего. Вместо вездехода получился «вездестой». Сразу же стало ясно, что главный принцип, который должен был воплотиться в движителе, на деле не реализовывался. Давление на грунт массы машины по площади опорной гусеницы было не одинаковым, распределяясь неравномерно: в зоне ведущих колес и кареток оно достигало максимума, а в зоне дополнительных катков было намного меньше. На бездорожье проходимость автомобиля была не выше, чем машины с цепями на ведущих колесах. Правда, на глубоком снегу толщиной до 200 мм автомобиль шел увереннее: сказывалось лучшее сцепление гусеницы с дорогой. Максимальное достижение автомобиля – преодоление снежного покрова толщиной 300 – 350 мм.
Ресурс мотора, работавшего «на пределе», так же как и сцепления и коробки передач, был значительно снижен. Выпущенные автомобили, направляемые на театр военных действий Советстко-финской войны, тут же требовали ремонта и запчастей. Тем не менее, Правительство СССР установило общий выпуск ЗИС-33 в январе, феврале и в марте 1940 года на уровне 4500 автомобилей. На 13 марта 1940 года (день окончания войны с Финляндией) было выпущено 3736 ед. ЗИС-33. Всего было собрано 4539 ед. автомобилей, пока военные от автомобиля полностью не отказались. Поскольку переход со стандартного, колесного, на гусеничный ход у ЗИС-33 занимал 30 – 50 минут (работали, как правило, два механика), а наоборот – 8 – 15 минут, часть ЗИС-33 была превращена обратно в ЗИС-5.
Завод какое-то время настойчиво искал пути решения основных проблем автомобиля: облегчал гусеничный движитель, повышал надежность агрегатов и т.д., но результата это не дало.
Представленный на фото автомобиль был выпущен в 1940 году. Сзади, в конце рамы на лонжеронах с помощью стремянок у него крепилась массивная балка с парой ведущих звездочек. Крутящий момент от ведущих колес передавался на эти звездочки при помощи цепи и зубчаток, спрятанных между двойными скатами заднего моста. Каретки с балансирами в обычном положении фиксировались цепями. Для их подъема и опускания нужно было воспользоваться небольшими лебедками с ручным приводом. Для повышения проходимости на снегу к передним колесам крепились лыжи. Закрепленный спереди под передней осью железный поддон выполнял функцию не только защиты, но и третьей лыжи.
И все-таки, работа по созданию ЗИС-33, в общем, не прошла даром, а послужила основой для более удачных полугусеничных машин, оставивших более яркий след в истории отечественного машиностроения.
comtrans.biz
|