Главная » Статьи » Статьи » Техника и вооружение |
Т-100 – советский опытный тяжелый двухбашенный танк конца 30-х годов прошлого века, принимавший ограниченное участие в Советско-финской войне. Буква «Т» в названии обозначает слово «танк», а цифра «100» номер разрабатываемой модели по порядку. В ряде советских изданий употребляются так же такие название машины, как «Изделие 100» или «Сотка». История и предпосылки создания. Состоявший на вооружении РККА тяжелый пятибашенный танк прорыва Т-35 к концу 30-х годов прошлого века начал морально устаревать, а слабое бронирование делало его применение в условиях наличия у противника противотанковых средств практически бесполезным. В начале 1938 года параллельно с разработками аналогичного тяжелого танка, который впоследствии получил название СМК, начало работу конструкторское бюро ленинградского завода Опытного машиностроения № 185 имени С. М. Кирова под началом С. А. Гинзбурга и ведущем конструкторе Э. Ш. Полее над созданием опытного образца тяжелого многобашенного танка. Первоначально и СМК, и Т-100 проектировались в трехбашенной компоновке, но потом от этой затеи отказались, так как масса машины заметно увеличивалась. 31 июля 1939 года, невзирая на трудности и проволочки, был собран первый (и как потом оказалось, единственный) прототип танка Т-100, который правительственной комиссией был принят к полигонным испытаниям. После испытания в боевых условиях обнаружились некоторые недостатки в его принципиальной компоновке, после чего он так и не был принят на вооружение РККА. Компоновка. Тяжелый танк Т-100 компоновался по двухбашенной схеме при двухъярусном расположении вооружения. Моторное и трансмиссионное отделения сопрягались и находились в корме корпуса, а боевое отделение и отделение управления, которые, в свою очередь, так же сопрягались, распространялись на лобовую и среднюю части корпуса и две башни. Экипаж прототипа тяжелого танка Т-100 состоял из восьми человек. Командир танка, который в бою осуществлял руководство действиями экипажа, производил обзор местности через оптические приборы и при надобности вел огонь из зенитного пулемета, установленного в командирской башенка, вместе с башенным стрелком главного орудия и радистом, который исполнял обязанности заряжающего, располагались в главной башне, башенный стрелок второго орудия с заряжающим находились во второй нижней башне, механик-водитель, его помощник и моторист (техник) находились в передней части корпуса танка в отделении управления. При надобности техник мог перемещаться и в главную башню танка, где для него так же было предусмотрено место. Экипаж тяжелого танка Т-100 для погрузки в танк и выгрузки из него использовал четыре основных люка: первый – круглой формы в командирской башенке (для командира и башенного стрелка), второй – прямоугольной формы слева от круглого люка в крыше основной башни (для заряжающего и при надобности для моториста), третий – одностворчатый прямоугольной формы в крыше второй башни (для башенного стрелка и заряжающего второго орудия) и четвертый – одностворчатый прямоугольной формы в правой передней части крыши корпуса (для механика-водителя и его помощника, а в случае надобности и для моториста). Бронезащита корпуса и башни. Броневая защита тяжелого танка Т-100 была разработана по дифференцированному противоснарядному принципу, что защищало танк от поражения противотанковыми снарядами калибра до 50 миллиметров на дистанции свыше 500 метров и крупных осколков. Бронекорпус тяжелого танка Т-100 имел коробчатую форму с конусным возвышением подбашенного кольца в средней части. Он собирался из катаных броневых плит, которые соединялись между собой с помощью сварки, клепки и болтовыми соединениями. Броневые плиты бортов, кормы и лобовой части корпуса имели толщину в 60 миллиметров при незначительных углах наклона профиля к горизонтальной нормали. Днище и крыша корпуса собирались из плоских броневых листов толщиной от 20 до 30 миллиметров. Все бронелисты имели рациональные углы наклона к вертикали, кроме бортов корпуса, что увеличивало бронестойкость конструкции. Башни тяжелого танка Т-100 имели сложную геометрическую форму, неразвитые кормовые ниши и наклонные профили бортов. Они производились путем литья с толщиной лобовых, бортовых и кормовых стенок до 60 миллиметров. Крыша главной башни имела толщину до 30 миллиметров, а нижней башни – до 20. Башни устанавливались на продольной оси корпуса на подбашенные коробки, при этом главная башня имела круговой сектор обстрела, а нижняя – в 245 градусов по фронту. Вооружение. Артиллерийским вооружением прототипа советского тяжелого танка Т-100 являлись нарезная 76-миллиметровая танковая пушка Л-10 (которую впоследствии планировали заменить на Л-11), устанавливавшаяся в передней части главной башни и защищавшаяся прямоугольной полуцилиндрической броневой маской, переходящей в кожух, а так же нарезная 45-миллиметровая пушка 20К, которая устанавливалась в передней части нижней башни и так же защищалась полуцилиндрической броневой маской. Боекомплект к обоим пушкам состоял из 120 выстрелов унитарного заряжания для 76-миллиметровой пушки Л-10 и 393 – для 45-миллиметровой пушки 20К. Выстрелы размещались по бортам боевого отделения обоих башен, а так на поликах их шарнирной установки в днище корпуса. Кроме артиллерийского вооружения, советский тяжелый танк Т-100 вооружался еще и тремя 7,62-миллиметровыми пулеметами ДТ. Два пулемета устанавливались как спаренные к пушкам с правой стороны от них в броневые маски и один – в командирскую башенку и использовался для стрельбы по низколетящим целям противника. Боекомплект к трем пулеметам ДТ состоял из 4284 патронов, снаряженных в 68 дисковых магазина по 63 патрона в каждом. Ходовая часть, двигатель и трансмиссия. Тяжелый танк Т-100 был оснащен V-образным двенадцатицилиндровым четырехтактным карбюраторным двигателем ГАМ-34 с жидкостным охлаждением, который был способен развивать мощность до 850 лошадиных сил, что позволяло Т-100 развивать максимальную скорость при движении по шоссе в 35 километров в час. Двигатель и радиаторы жидкостного охлаждения устанавливались в кормовую часть корпуса. Тяжелый танк Т-100 имел трансмиссию, в состав которой входили: главный многодисковый фрикцион, работающий по принципу сухого трения «стали по феродо»; пятиступенчатая коробка передач; два бортовые фрикциона; два бортовых планетарных редуктора; ленточные тормоза. Тип подвески прототипа тяжелого танка Т-100 — индивидуальная на листовых рессорах без использования амортизаторов. В состав ходовой части танка входили применительно по каждому борту восемь двускатных опорных катков, покрытых резиновыми шинами, пять двухскатных поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы катков, которые так же обрезинивались, ведущее колесо с зубчатым венцом заднего расположения и направляющее колесо переднего расположения. Гусеницы по своему типу были мелкозвенчатыми, имевших открытый шарнир с пальцами со стопорными кольцами. Боевое применение. После полигонных испытаний, в ходе которых прототип танка Т-100 прошел более 1000 километров, было принято решение провести его дальнейшие испытания в боевых условиях начавшейся советско-финской войны 1939-1940 года. Т-100, вместе с другими экспериментальными тяжелыми танками СМК и КВ-1, был зачислен в отдельную роту тяжелых танков 90-го танкового батальона, входившего в состав 20-й тяжелой танковой бригады РККА, штурмовавшей в тот период укрепления «Линии Маннергейма». 19 декабря 1939 года Т-100, действуя совместно с танком СМК в составе отдельной роты тяжелых танков, выдвинулся в наступление на финские позиции в районе Сумма — Хоттинен Хоттиненского укрепленного района противника. Т-100, СМК и другие танки батальона частично прорвали оборону противника и перешли переднюю линию финских дотов, где танк СМК подорвался на мине. Экипаж танка Т-100 пытался первоначально взять СМК на буксир, но эта затея ни к чему не привела. После этого Т-100 прикрыл своим огнем эвакуацию экипажа подбитого СМК и, подобрав ее, отошел на исходные позиции. В ходе боя танк Т-100 получил около 7 попаданий в различные части корпуса, башен и ходовой, но ни один снаряд противника ни разу не пробил броню и не причинил танку серьезного вреда. После проведенного ремонта танк вернулся в строй 18 февраля 1940 года и до окончания боевых действий в Зимней войне прошел в боевых условиях своим ходом порядка 150 километров, получив по меньшей мере 14 попаданий финских снарядов, ни одно из которых не пробило броню танка и не вывело его из строя. Громоздкость и неповоротливость конструкции танка, его значительная масса при относительном бронировании привели к тому, что Т-100 так и не был принят на вооружение РККА, а работы над проектом были свернуты. Однако на шасси Т-100 впоследствии были спроектированы самоходно-артиллерийская установка СУ-100-Y (так же не была принята на вооружение) и ряд ремонтных и мостоукладочных гусеничных машин. После начала Великой Отечественной войны танк Т-100 был эвакуирован в Челябинск, где в конце 1943 года, как и другие прототипы танков Т-29 и КВ-7, был разобран на металл. tanki-v-boju.ru |
||
|
||
Просмотров: 495 | | |
Всего комментариев: 0 | |