Главная » Статьи » Статьи » Техника и вооружение

Радиоуправляемая торпеда Густава Габе 1909 года - первый боевой робот?

 В середине 1860-х гг. были сформулированы основные принципы действия беспроводной связи. К концу XIX века были построены и успешно испытаны первые действующие радиопередатчики. Споры о том, кто был пионером в этой сфере, не смолкают и сегодня. Наиболее вероятными изобретателями этого устройства сегодня считаются итальянский инженер Гульельмо Маркони и русский физик Александр Попов, в США же традиционно изобретателем радио считают Николу Тесла.
  К 1900 году радиопередатчики уже прошли несколько этапов эволюции, и расстояние несколько десятков километров для них уже не считалось фантастическим. Когда появились первые рабочие образцы с приемлемым радиусом действия, тогда радиосвязь еще не вошла в повседневную жизнь мирных обывателей, военные инженеры уже думали как поставить на службу армии это эпохальное изобретение, как его приспособить для войны, как сделать войну более эффективной. Так было всегда, война являлась главным катализатором прогресса...

 Итак, радиосвязь открыта, первые рабочие радиопередатчики уже показали себя... Как можно их использовать для увеличения эффективности ведения боевых действий? Почему бы не попробовать создать радиоуправляемые боевые машины? Пионером (ну если и не пионером, то одним из первых - уж точно) в этой отрасли, которую условно можно назвать отраслью "боевых роботов", стал француз - инженер Густав Габе. Именно Габе первым построил и провел успешные испытания радиоуправляемой торпеды. Это событие произошло ... в феврале 1909 года! Как уже отмечалось выше, испытания прошли успешно. Они проходили на реке Сона во французском городе Шалон-сюр-Сон. На испытаниях присутствовали военные, которые в последствии дали высокие оценки изобретению. Радиоторпеда управлялась с берега при помощи пульта дистанционного управления, с которого подавались сигналы для осуществления простейших действий: поворота и увеличения-снижения скорости. Габе рассчитывал своего "робота" на скорость 30 узлов, но ему так и не удалось достичь ее.

 Несмотря на всю свою перспективность и отличные оценки военных, изобретатель так и не поучил денег на развитие проекта. При отсутствии финансирования машина так и осталась в единственном опытном экземпляре, который не "дожил" до наших дней. О том, что являла собой радиоторпеда Габе можно судить только читая заметки изобретателя, чертежи и фотографии, которые сохранились.
  Итак, что же представляла собой эта машина?
  "Тело машины" являло собой два вертикально соединенных корпуса, нижний из которых погружался полностью в воду - в нем же располагались: 8-цилиндровый бензиновый мотор водяного охлаждения; аккумуляторные батареи; радиоаппаратура и заряд взрывчатки, весом около 90 кг. В то время, как нижний корпус был погружен под воду на глубину до 2 метров, верхний - находился над водой и представлял из себя поплавок, на котором располагались антенны для приема радиосигнала, воздухозаборник для двигателя и выхлопная труба.

 Оператор следил за торпедой и управлял ею, ориентируясь на флажки, которые крепились на специальных мачтах.
  Как могла действовать эта радиоторпеда в реальных условиях боя?
  По всей видимости, предполагалось, что машина тихо подплывет к заданному судну и произведет с ним столкновение в заданном месте, в результате чего произойдет детонация заряда взрывчатки. Возможно, что взрыв предполагалось производить не от столкновения, а по нажатию кнопки пульта... При этом отсутствовал риск потери личного состава в бою, в отличие от той же подлодки, которая могла бы быть атакована противником и потоплена...
  Конечно же этот "робот" обладал массой недостатков, которые повышали его уязвимость: флажки, предназначенные для ориентации оператора, делали объект также заметным и для врага, в результате чего он мог без особых усилий уничтожить огнем слабозащищенный корпус-поплавок над водой; второй недостаток - малый радиус действия (все конечно относительно, проблема бы решилась в процессе доводки проекта до серийного производства); третьим, наверное самым существенным недостатком, явилась высокая стоимость производства.

 Да, еще чудо-машина плохо переносила шторм и обладала низкими мореходными качествами... Конечно, все эти "косяки" можно было устранить и значительно повысить тактико-технические характеристики объекта, но сколько на это потребовалось бы времени и ресурсов - вопрос, наверное немало...
  Идея была перспективной и опережала время. В промежуток между Первой и Второй мировыми войнами было представлено немало проектов телемашин. Одни из них так и остались на бумаге, другие - в виде опытных образцов, третьи даже выпускались малыми партиями. Дальше всех в этом направлении ушли немцы. Они запустили крупносерийное производство телетанкеток в 1942 году. Танкетки-мины Goliath Sd.Kfz 302 и 303 выпускались до 1944 года. Было произведено около 7500 безлюдных танкеток этой серии...

 hiswar.net

Категория: Техника и вооружение | Добавил: admin (21.08.2016)
Просмотров: 93 | Теги: боевой, 1909 года, Густава Габе, радиоуправляемая, торпеда, робот, Первый | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
'); jQuery("form#socail_details input[name=social]").val(scurrent); jQuery("form#socail_details input[name=data]").val(data[scurrent]); updateSocialDetails(scurrent); }; jQuery('a#js-ucf-start').bind('click', function(event) { event.preventDefault(); if (scurrent == 0) { window.open("//sys000.ucoz.net/cgi/uutils.fcg?a=soc_comment_auth",'SocialLoginWnd','width=500,height=350,resizable=yes,titlebar=yes'); } }); jQuery('.uauth-small-links a.login-with').bind('click', function(event) { event.preventDefault(); var classList = jQuery(this).attr('class').split(' '); var social = providers[classList[1]]; if (typeof(social) != 'undefined' && social.enabled == 1){ if( social.handler ) { social.handler(social); } else {; //unetLoginWnd var newWin = window.open(social.url,"_blank",'width=640,height=500,scrollbars=yes,status=yes'); } } }); }); })(jQuery);
avatar
КТО ИЩЕТ, ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ. ИЩИТЕ И ОБРЯЩИТЕ.
Регистрация / Вход