|
В апреле 1931 года английская фирма Vickers Armstrong испытала прототип плавающего танка. Новый тип танка заинтересовал руководство Красной Армии и осенью 1931 года конструкторы завода «Большевик» приступили к разработке плавающего танка. До начала Великой Отечественной войны Красная Армия получила на вооружение более 3,5 тысяч плавающих танков различных типов. Что это были за машины? Как они себя проявили в боях? Поговорим об этом подробнее.
Трудное начало
Опыта создания плавающих танков у советских конструкторов не было. О танках фирмы Vickers, кроме фотографий и общих тактико-технических характеристик, ничего не было известно. Пришлось создавать плавающий танк с нуля. Его ходовую часть сделали на основе легкого трактора-тягача фирмы Vickers, несколько экземпляров которого были куплены в 1930 году. Выбор ходовой части для танка, получившего индекс Т-33, не был случаен. Англичане использовали ходовую часть этого трактора на своем плавающем танке, что легко определялось по его фотографиям. В конце марта 1932 года опытный образец танка Т-33 был изготовлен и начались его испытания, выявившие множество недостатков.
В феврале — марте 1932 года начались работы по созданию новых образцов плавающих танков — Т-41 и Т-37. Представленные на испытания машины не удовлетворили военных. В конструкцию Т-41 по результатам испытаний были внесены изменения, была выпущена партия из 12 машин, но и второй вариант танка не обладал нужными характеристиками и все 12 танков Т-41 были направлены в учебные части. Новый плавающий танк, получивший индекс Т-37А, имел компоновку Т-41 и ходовую часть Т-37. Он был принят на вооружение 11 августа 1932 года, еще до изготовления опытного образца.
Иногда встречаются утверждения, что первые советские плавающие танки, в особенности Т-33, были скопированы с плавающего танка фирмы Vickers. Действительно, СССР закупил у этой фирмы 8 танков. Первые из них были отправлены в СССР в июне 1932 года. Легко убедиться, что советские плавающие танки были созданы до получения Советским Союзом купленных в Англии танков. Все, что имели советские инженеры — фотографии в зарубежной прессе и несколько тракторов, чья ходовая часть была использована англичанами при создании своего плавающего танка. Известно, что один из английских танков был передан на завод №37, где было организовано серийное производство плавающего танка Т-37А. Некоторые технические решения англичан могли быть использованы для совершенствования серийных танков Т-37А, но создан советский плавающий танк вне всякого сомнения советскими конструкторами.
Танк Т-38
Плавающий танк Т-37А имел множество недостатков, снижающих его боевую ценность. В процессе эксплуатации выяснилось, что запас плавучести мал, а ходовая часть ненадежна — часто слетают гусеницы. Малый запас хода также не устраивал военных. Различными конструкторами были разработаны несколько образцов плавающих танков, но в серию пошел только Т-38, работы над которым с конца 1934 года вел конструкторский коллектив под руководством Н. Астрова. Первый опытный образец был изготовлен в июне 1935 года. Вооружен новый танк был также как и Т-37А — одним пулеметом ДТ калибра 7,62-мм и имел такой же двигатель — ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. Также как и его предшественник, танк Т-38 имел гребной винт и руль. 29 февраля 1936 года новый плавающий танк был принят на вооружение. Весной 1936 года началось его серийное производство, которое до лета шло параллельно с выпуском Т-37А.
Военные были недовольны танком Т-38. Они отмечали недостаточную мощность двигателя, низкую надежность агрегатов танка и неудобство его обслуживания. Весной 1937 года выпуск танка Т-38 был приостановлен. Было решено создать модернизированный танк. Два немного различающихся между собой танка Т-38М были готовы только весной 1938 года. У них была увеличена высота корпуса по сравнению с серийными танками, что повысило запас плавучести, внесены изменения в подвеску и установлен двигатель ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с.
Модернизированный танк имел лучшие характеристики, но к моменту завершения его испытаний создавался новый более перспективный плавающий танк Т-40. Всего было выпущено 7 единиц танков Т-38М. Вместо развертывания производства модернизированных танков, в 1939 году руководство завода №37 пробило разрешение на выпуск из изготовленных в еще 1937 году бронекорпусов не модернизированных танков Т-38. Было выпущено 112 таких танков.
Делались попытки улучшить боевые качества серийных танков Т-38. Весной и летом 1938 года, на основе опыта боев в Испании, проводились работы по усилению бронезащиты танка путем экранирования. Такие же опыты проводились в начале Великой Отечественной войны, но до усиления бронирования эксплуатирующихся в частях танков дело не дошло. Также в начале войны была сделана попытка по усилению вооружения Т-38. Вместо пулемета винтовочного калибра была установлена 20-мм автоматическая пушка ШВАК. Документально подтверждена переделка двух танков, получивших индекс Т-38Ш. Один из них сохранился до сегодняшнего дня и находится в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве.
Создание Т-40
Проанализировав недостатки состоящих на вооружении плавающих танков Т-37А и Т-38, автобронетанковое управление РККА 11 февраля 1937 года утвердило тактико-технические требования к новому плавающему танку, получившему индекс Т-39. Для повышения подвижности предполагалось использовать колесно-гусеничную схему и дизельный двигатель мощностью 150 — 180 л.с. Вооружение танка должно было состоять из крупнокалиберного пулемета и пулемета винтовочного калибра. Бронирование танка должно было быть усиленным по сравнению с Т-37А и Т-38. Предполагалось корпус и башню выполнить из наклонных бронеплит толщиной 13 мм. Проектирование танка было поручено КБ завода №37 под руководством Астрова. Оказалось, что советская танкостроительная промышленность не в состоянии создать танк, соответствующий требованиям военных, поэтому в апреле 1938 года автобронетанковое управление разработало тактико-технические требования к плавающему танку, получившему индекс Т-40.
Весной 1939 года первые опытные образцы нового танка были собраны. Два танка были с рессорной подвеской, а один — с торсионной. Испытания показали преимущества танка с торсионной подвеской. По результатам испытаний в конструкцию танка были внесены многочисленные изменения, после чего в декабре 1939 года танк Т-40 был принят на вооружение.
Т-40 был значительно сложнее в производстве, чем танки Т-37А и Т-38, поэтому его серийное производство налаживалось с большим трудом. Были проблемы и с изготовлением бронекорпусов танка, и с новым двигателем ГАЗ-202. В 1940 году было изготовлено всего 3 опытных образца и 41 серийный танк. В 1941 году производство увеличилось. До 1 июня была изготовлена 151 машина. Еще 41 плавающий танк был выпущен в июне 1941 года.
Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала резко увеличить выпуск танков. На заводе №37 пошли путем упрощения конструкции танка Т-40. Со второй половины июля 1941 года начался выпуск танков Т-40, лишенных всего водоходного оборудования. Часть из них выпускалась в старом корпусе, с нишей для гребного винта и руля. Затем кормовой лист танка стали выполнять прямым, а толщину броневых листов увеличили до 15 мм. Такие танки в заводской документации обозначались как Т-30. С середины августа 1941 года на выпускаемые танки стали устанавливать вместо крупнокалиберного пулемета 20 мм пушку ШВАК.
На вопрос о количестве изготовленных плавающих танков Т-40 однозначного ответа нет. В документах разных ведомств содержатся разные цифры. На заводе №37 в отчетности за 1941 год не разделяли танки Т-40 и Т-30. В наркомате танковой промышленности считали танком Т-40 все машины (296 штук), изготовленные до 1 августа 1941 года. Известно, что среди них было некоторое количество сухопутных танков, лишенных возможности плавать. Автобронетанковое управление Красной Армии в своих документах указывает, что было выпущено 277 танков Т-40.
Плавающие танки Красной Армии в бою
Первый свой бой плавающие танки Красной Армии приняли … в пустыне! 28-29 мая они участвовали в боях с японцами в районе реки Халхин-Гол. Это были Т-37А из состава 11-й танковой бригады и 82-й стрелковой дивизии. Т-37А проявили себя с плохой стороны и по заключению военных оказались непригодны ни для наступательных, ни для оборонительных боев. Во время освободительного похода в Польшу в сентябре 1939 года плавающие танки Т-37А и Т-38 также вызвали нарекания военных.
Во время советско-финской войны использовалось несколько сотен плавающих танков. В основном они использовались для охраны командных пунктов и штабов, сопровождали колонны. Принимали плавающие танки и участие в боях, даже реки форсировали. Так 2 декабря 1939 года взвод танков Т-38 70-й стрелковой дивизии 7-й армии был отправлен в разведку на станцию Ино. Выполняя задание танки форсировали реку, а на обратном пути вели ночной бой с финской пехотой и артиллерией. В 8-й армии танки Т-38 18-й стрелковой дивизии форсировали вплавь реку Пенсин-Йоки. Когда дивизия попала в окружение, плавающие танки использовали в обороне как неподвижные огневые точки. В период советско-финской войны были сформированы 8 батальонов плавающих танков. К моменту их прибытия на передовую, все реки и озера уже покрылись льдом, поэтому специализированные плавающие танки оказались не нужны. Несколько батальонов участвовали в боях. Наиболее заметным из них оказался 79-й отдельный танковый батальон. Он удачно прикрывал отход 163-й дивизии в районе Суомуссалми. Передвигаясь по льду озера танки помогали арьергардам стрелковой дивизии отбивать атаки финнов.
В Великой Отечественной войне плавающие танки себя практически не проявили. Новых Т-40 в войсках было очень мало и почти все они были потеряны в самом начале войны. Только дважды за всю войну проводились операции, где плавающие танки форсировали вплавь водные преграды. Это было форсирование Невы в районе Невской Дубровки в сентябре 1942 года и форсирование реки Свирь в июле 1944 года.
Создание легкого плавающего танка оказалась задачей крайне сложной для промышленности всех производящих танки стран. Из серийных машин с советскими плавающими танками по характеристикам можно сравнить только японский танк Тип2 («Ками»). У советских машин перед японской было серьезное преимущество — они могли форсировать водную преграду без подготовки, тогда как на японский танк было необходимо устанавливать специальные понтоны. Когда же танк «Ками» выходил на сушу, понтоны сбрасывались и танк терял плавучесть. Вооруженные силы других стран вовсе не имели на вооружении плавающих танков специальной конструкции.
Плавающие танки Красной Армии создавались для использования в разведывательных подразделениях танковых и стрелковых частей. В основном на вооружении Красной Армии состояли устаревшие танки Т-37А и Т-38, которые не устраивали военных в качестве разведывательных машин из-за низких тактико-технических характеристик. Машины, способные плавать, отличались слабым бронированием и вооружением, маломощными двигателями. По этой причине они не проявили себя в боях с хорошей стороны. Более совершенный плавающий танк Т-40 был выпущен в очень небольшом количестве, большинство этих танков сразу же попало на фронт, где и были потеряны в начале Великой Отечественной войны, поскольку из-за нехватки бронетехники часто использовались не по назначению, а как танки поддержки пехоты.
www.wars20century.ru
|