|
День военного автомобилиста невозможен без упоминания техники, которую используют герои праздника.
Willys MA
Нельзя точно сказать, когда появился первый армейский автомобиль. На стыке XIX–XX веков (в эпоху зарождения автомобилей) военных конфликтов было достаточно, и в них принимала участие в том числе и колёсная техника с двигателями внутреннего сгорания.
Первый технический транспорт, заменивший конную тягу, стал появляться во второй половине XIX века. По сути, это были трактора на паровой тяге, которые отличались от паровозов тем, что могли ехать по обычным дорогам и даже без них. Точно известно, что в России первые подобные локомотивы появились в 70-х годах, после Крымской войны 1853–1856 гг. и в основном поставлялись из Англии, Франции и Германии. Была создана даже Первая «автотракторная» часть Русской армии, принимавшая участие в Русско-Турецкой войне. Но распутица и долгие зимы показали недостатки тяжёлой и сложной техники, она перестала использоваться.
Следующее официальное упоминание колёсной техники уже связано с автомобилями в том виде, в котором они воспринимаются сейчас. На учениях 1902 года под Курском наряду с уже известными локомотивами применялись 2-тонные грузовики Бориса Луцкова и однотонные производства Петра Фрезе, а также автомобиль французской компании DeDion для перемещения командования и разведки. Машины с двигателем внутреннего сгорания были признаны годными к строевой службе. Вообще же, первыми действительно военными автомобилями можно считать броневики. 10 таких машин французской фирмы Charron появились в России в 1906 году. Эти автомобили имели полное бронирование и пулемётное вооружение во вращающейся башне с круговым обстрелом. Но тяжёлый корпус давал очень серьёзную нагрузку на конструкцию, и со временем бронировать стали более выносливую гусеничную технику. Так было задано направление, приведшее к созданию танков. Основными же задачами автомобилей стали транспортировка и обеспечение армий — в первую очередь машины ценились за манёвренность и грузоподъёмность.
Поскольку автомобили были редкостью в армии, то люди, имеющие к ним отношение, были на привилегированном положении. Особенно шофёры, которые по элитарности уступали лишь авиаторам. Обслуживанием автомобилей занимались специалисты с техническим образованием и высококвалифицированные рабочие. Но за уважение они расплачивались авральной работой, потому что транспорта всегда не хватало, тяжёлым трудом, потому что техника постоянно ломалась, и подорванным здоровьем из-за постоянных ветров, дождей, пыли и прочих погодных неурядиц и отсутствия дорог.
К началу Второй мировой войны армейское начальство почти всех стран знало требования, которые предъявлялись к технике. Тем более что они существенно изменились. Вторая мировая, в отличие от предыдущих, была войной маневренной и высокотехнологичной. Войска действовали на больших территориях и с помощью новейшего на тот момент вооружения. Соответственно, ежесекундно армии требовали доставки огромного количества горючего-смазочных материалов, боеприпасов, переброски больших масс войск и эвакуации раненых. Дороги стали в прямом смысле «венами и артериями» армий.
Понимающие выгоду госконтрактов автопроизводители старались изготовить оптимальный в этих условиях транспорт. Автомобилей было сделано множество, но легендарными стали единицы. И точно такими же были их последователи: практичными и надёжными. Пожертвовать пришлось комфортом.
Willys MA / MB (1941–1950)
«Willys MB» (Виллис) — это, пожалуй, самый первый внедорожник, образ которого приходит на ум при словосочетании «армейский автомобиль». Но если бы он не выиграл конкурс, объявленным американским правительством 135 фирмам, его место мог бы занять Ford GP. Но больше всего техническим требованиям армии (максимальная скорость — 88 км/ч, скорость на бездорожье — 8 км/ч, глубина преодолеваемого брода — 29 см при скорости 5 км/ч, угол въезда — 45 градусов, угол съезда — 35 градусов, привод на четыре колеса, сухая масса — 585 кг, грузоподъёмность — 270 кг, колёсная база — 2032 мм (80 дюймов), колея — 1194 мм, дорожный просвет — 160 мм) соответствовал автомобиль малоизвестной компании «American Bantam». Он был взят за основу и доработан для унификации при участии Willys-Overland и позже Ford. Автомобиль первой компании стал основой для внедорожника, который и получил имя Willys MB (M — «military», то есть военный, B — модель, следующая за прежней A). По одной из версий, фордовская модель GP на той же платформе дала название целой марке, известной сейчас как Jeep. По требованиям военных, у Willys не было дверей, лобовое стекло откидывалось на капот, имелся складной брезентовый верх, запасное колесо и канистра с топливом сзади. По бортам — лопата, топор и прочий «полевой» инструмент.
Willys MA
Полноприводный автомобиль имел четырёхцилиндровый двигатель объёмом 2,2 литра и мощностью 60 лошадиных сил, который работал в связке с 3-ступенчатой механической коробкой передач. В трансмиссии имелась двухступенчатая раздатка Dana 18. Всего за годы войны фирма Willys-Overland произвела 363 тысячи внедорожников, Ford — около 280 тысяч, часть из которых попала в Советскую армию по ленд-лизу. Предприимчивое руководство основной компании не стало бросать производство автомобиля после завершения войны и сделало его гражданскую версию Willys CJ (от англ. «Civilian Jeep» — гражданский джип).
Willys MB
ЗИС-5
Советским культовым грузовиком Великой Отечественной войны был ЗИС-5. Он собирался на базе Миасского моторного завода, куда эвакуировали Московский завод им. Сталина. От гражданского прототипа армейский вариант отличался большей простотой. Круглые штампованные крылья были заменены сварными Г-образными, кабина, пороги, брызговики — деревянные, не устанавливалась правая фара, тормоза были только у задних колёс, хорошо сохранилось лобовое стекло. Двигатель объёмом 5,5 литра легко запускался в любую погоду и был неприхотлив к качеству бензина. Несмотря на отсутствие полного привода, грузовик отлично справлялся с бездорожьем. При расчётной грузоподъёмности в 3 тонны грузовик мог перевозить до 5 тонн. Он также служил тягачом для артиллерийских орудий, а к концу войны платформой для «Катюши». В народе за универсальность и неприхотливость он получил названия «Захар», «Захар Иванович», «Трёхтонка». В 1934–1948 гг. было выпущено порядка 600 000 автомобилей ЗИС-5 и его модификаций.
ЗИС-5
ГАЗ-АА / -ММ
Ещё одним героем Красной Армии был ГАЗ-АА — знаменитая «Полуторка», которая, по сути, была советским вариантом Ford-AA. Его вариант, полное производство которого началась на Горьковском автозаводе в 1938 году, получил индекс «ММ». На нём ставились 50-сильный мотор, усиленная подвеска, новые рулевой механизм и карданный вал. В военные годы грузовик лишился практически тех же узлов, что и ЗиС-5. На ГАЗ-ММ ставили всего одну фару и один стеклоочиститель со стороны водителя. Передние тормоза отсутствовали. Крылья автомобиля делали из обычного кровельного железа. В задней части машины вместо четырёх нередко ставили всего два колеса. Крышу и двери кабины изготавливали из брезента, что было плюсом: в случае возгорания, затопления или обстрела автомобиля из него можно было быстро выпрыгнуть. За годы войны ГАЗ выпустил 102 300 автомобилей различных типов на платформе ГАЗ-ММ.
ГАЗ-ММ
Horch 901
Полная противоположность американской и советской концепции армейского внедорожника — немецкий Horch 901 (Хорьх). Это был командирский автомобиль, который сейчас бы причислили к классу премиальных. Производство Horch 901 началось на одноимённом заводе концерна Auto Union в немецком городе Цвиккау, который позже вошёл в компанию Audi. Основные агрегаты были взяты от седана представительского класса Horch 930V с главным отличием — крутящий момент передавался на все четыре колеса, превращая легковой автомобиль в мощный внедорожник. Автомобиль обладал такими техническими решениями, как блокировка дифференциала, независимая подвеска, опорные колёса (закреплённые по бокам корпуса запаски свободно вращались, позволяя преодолевать особо сложные участки без контакта рамы с землёй). На таких машинах командиры Третьего рейха планировали въехать в Москву. Более позднее варианты — Type 40 — стали проще. Отделка стала обычной, ушли опорные колёса, но появился более мощный 90-сильный двигатель 3,8 л (ранее устанавливался мотор 3,5л мощность 80 л. с.). Всего было выпущено около 27 тысяч Horch 901.
Horch 901
После установления мира и восстановления промышленности многие армии пересмотрели своё отношение к армейской технике, выставив новые требования. Благодаря их заказам на свет появилось множество автомобилей. Но со словом «военный» в первую очередь ассоциируются Land Rover Defender, HMMWV/Hummer и УАЗ-469.
Land Rover Defender
Чистокровный британец появился на свет сразу после окончания Второй мировой. Его создание принадлежит братьям Уилкс, один из которых был управляющим директором, а второй — главным дизайнером автомобильной компании Rover. А созданный ими всего за полгода внедорожник пришёл на замену ленд-лизовскому Willys, став первым автомобилем подобного класса на Туманном Альбионе. Шасси (рама и ходовая) прототипа были использованы от Jeep. Rover предоставил свой двигатель, узел сцепления и коробку передач. Несущий каркас Jeep британцы обшили мягкими алюминиево-магниевыми листами из специального авиационного сплава, которого было в избытке после войны. Это смягчило угловатый экстерьер «американца». Успех и востребованность такого внедорожника помогли Rover совершенствовать его год от года. Тот образ, к которому мы привыкли, и отдельную приставку к имеми Defender внедорожник получил в 1990 году. Высокая надёжность и простота в обслуживании позволяют Land Rover получать многочисленные армейские и частные заказы. Из выпускаемых ежегодно 80–90 тысяч внедорожников Land Rover примерно 1/8 часть поступает на вооружение армий Великобритании и её союзников в 100 странах мира.
Land Rover Defender
УАЗ-469/469Б
Ульяновский вездеход УАЗ-469 — классика отечественного внедорожника. Он появился в продолжение не менее легендарного ГАЗ-69, производство которого из Нижнего Новгорода переместилось в Ульяновск в середине 50-х годов. Проектирование нового семейства легковых внедорожников началось в 1958 году по заказу военных. Этим объясняется в том числе сохранение компоновки открытого кузова на рамном шасси. В 1961 году был создан первый вариант автомобиля УАЗ-469 на классической рессорной подвеске с редукторными мостами. Последние стали особо ценным элементом конструкции, который в разы повышал проходимость автомобиля и устанавливался на более поздние модели.
УАЗ-469 в Группе советских войск в Германии, 1991 году
Серийное производство внедорожника началось только в 1972 году из-за отсутствия необходимых моторов. Он комплектовался 75-сильным двигателем и четырёхступенчатой коробкой передач. Выпускалась ещё и версия УАЗ-469Б, отличавшаяся от базовой модели только отсутствием колёсных редукторов на мостах. С внедорожником связано две легенды. Говорят, что добро на его производство дал сам Леонид Ильич Брежнев, которому машину буквально подсунули для знакомства. Вторая любопытная история связана уже с запуском производства, когда учётчица, которой доверили разбить бутылку шампанского о борт новинки, порезала руку и после торжественной церемонии попала в больницу. В 1970-е годы УАЗ-469 экспортировался в 80 стран мира и был представлен на всех континентах, кроме Австралии. Автомобиль с небольшими изменениями выпускался до 2003 года, а его замена произошла не столько из-за несовершенства конструкций, сколько из-за новых экологических норм.
УАЗ-469
HMMWV/Hummer
Правильное название этого знаменитого американского внедорожника — как раз аббревиатура HMMWV, образованная от High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (высокомобильное многоцелевое транспортное средство). Hummer — это более популярный вариант гражданской версии, причём более поздние модели H2 и H3 не имеют к армии никакого отношения. Настоящие HMMWV появились в 1985 году после 12 лет разработки. Его выпуском занималась AM General Corporation, которая является наследницей сразу нескольких фирм, выпускавших многие годы Willys Jeep. Первый внедорожник имел индекс М-998, комплектовался двигателем General Motors V8 рабочим объёмом 6,2 л. Практически универсальная платформа позволила сделать 18 различных модификаций первого поколения, 10 — второго и 3 — третьего. Участие американских военных в большинстве конфликтов выявило ряд проблем внедорожника. После этого в 2010 году было принято решение приостановить производство HMMWV до разработки более защищённой модели. Всего же было выпущено уже 140 тысяч автомобилей, которые продавались в 31 стране мира.
HMMWV
www.aif.ru
|