Главная » Статьи » Статьи » Техника и вооружение |
Безэкипажные многоцелевые машины, предназначенные для выполнения различных вспомогательных функций в условиях войны (будь то подрыв объектов противника, инженерные работы или разведка), появились еще в 1910-х гг. С подобной техникой экспериментировали многие. Французская экспериментальная безэкипажная телетанкетка Torpille Terrestre (1915 г.) У американцев тоже были подобные разработки. В 1918 году инженер Элмер Викерсхэм разработал телетанкетку с электроприводом. В 1922 году Э. Викерсхэм получил патент на свое изобретение, но в серию эта машина так и не пошла. Дело остановилось на изготовлении опытных образцов. Электрическая телетанкетка Элмера Викерсхэма (США, 1918 г.) Тогда у Советов появилась целая линейка экспериментальных безэкипажных танков: тип М (1929 г.), ТТ-18 (1929 г.), ТТ-27 (1932 г.), ХТТ-26 (1932 г.), ТТ-26 (1933 г.), ТТ-20, ТУ-20, ТТ-38 (1935 г.). И это еще не полный список советских телетанков. Некоторым из них довелось участвовать в реальных боях. Японский радиотанк «Нагаяма» (1929 г.) Между Первой и Второй мировыми войнами эта тема вызывала интерес у многих. Германия не стала исключением и, конечно же, не осталась в стороне. Активно экспериментировать с «боевыми телемашинами» немецкие инженеры начали в конце 1930-х гг. Это принесло свои плоды. К 1942 году появились несколько типов безэкипажных боевых танкеток: от самых скромных 400-килограммовых Goliath до 5-тонных B-IV. В рамках этого материала будут рассмотрены только самые известные и распространенные машины такого типа - «Голиафы». Engine K Kegress - перспективная французская танкетка, послужившая прототипом для немецких Goliath «Голиаф» был создан на основе французского прототипа Engin K Kegress. Опытный образец Engin K весной 1940 года уже успел пройти все испытания, практически готовый к серийному производству, был потоплен французами в реке Сене во время вторжения немецкой армии во Францию. Немцы подняли прототип со дна реки и отправили его для изучения на завод германской компании «Боргвард», которая с конца 1930-х гг. проводила изыскания в области телеуправляемых механизмов для нужд армии. Управление «Голиафом» осуществлял оператор из укрытия на расстоянии при помощи пульта, подключенного к машине посредством кабеля (длиной около 700 м). На пульте располагались два рычажка: справа вверху находился рычажок для поворотов машины влево или вправо; слева вверху – рычажок с тремя позициями для контроля движения (вперед, стоп и назад). Взрыв осуществлялся поворотом ключа, который вставлялся в скважину на пульте, расположенную ниже рычажка контроля движения. Маневрируя при помощи рычажков пульта, оператор совершал подрыв танкетки в нужный момент, уничтожая при этом вражеский объект (вместе с танкеткой). Танкетка модели Sd.Kfz.302 (E-Motor) могла нести заряд взрывчатки массой до 60 кг и передвигаться со скоростью до 10 км/ч. Проходимость 302-го оставляла желать лучшего, одной из причин был маленький клиренс и слабые моторы. Запас хода составлял всего 1,5 км, но это в идеале, на деле он редко превышал 1 км, т.к. в условиях бездорожья батареи быстро разряжались. Несмотря на явные недостатки и высокую стоимость (3000 рейхсмарок), машина все-таки была запущена в серийное производство. Первые экземпляры были изготовлены в апреле 1942 года. Всего (до января 1944 года) было выпущено 2650 экземпляров Sd.Kfz.302 (еще их обозначали как Gerät 67, что переводится как изделие 67). Бензиновая версия «Goliath V» Sonder Kraftfahrzeug Sd.Kfz.303a/303b (Gerät 671, 672) Аккумулятор разместили сбоку и прикрыли крышкой, рядом с ним находились воздушный фильтр и механизмы управления. Изменения в конструкции позволили значительно увеличить клиренс: с 11,4 см до 16,0 см. Благодаря чему, проходимость «Голиафа 303а» по бездорожью была улучшена. Глубина преодолеваемого рва составила 85 см (против 60). Бензиновых танкеток модели 303а с апреля 1943 г. по сентябрь 1944 г. было выпущено 4604 штуки (на заводах фирм Borgward, Zündapp & Zachertz). В реальном бою самоходные мины Sd.Kfz.302/303 немцы впервые применили в июле 1943 года во время наступательной операции «Цитадель». Тогда в ход пошло все новейшее вооружение Вермахта: новейшие средние танки Pz-V (Panther), тяжелые танки Pz-VI (Tiger), тяжелые самоходки «Фердинанд». Вместе с этими тяжеловесами боевое крещение приняли и телетанкетки. Они входили в состав 654-го дивизиона истребителей танков, где к началу операции было 44 «Фердинанда». Дивизион находился в оперативном подчинении 41-го танкового корпуса и воевал на северном фасе Курской дуги в районе станции Поныры, где понес тяжелейшие потери. Большая часть «Фердинандов» была выведена из строя (в основном на минных полях). Как проявили себя самоходные мины «Голиаф», точно не известно. О том, что их использовали можно судить по донесениям в Генштаб Красной Армии. В донесении были зафиксированы случаи применения немцами нового вида оружия – небольших гусеничных безлюдных машин со взрывчаткой на борту. Машины атаковали советские танки, взрываясь рядом с ними, наносили им повреждения и выводили из строя. Также, отмечалось, что танкетки немцев (русские их назвали танкетки-торпеды) атаковали и разрушали фортификационные сооружения Красной Армии. Насколько успешным было применение «Голиафов» сказать трудно, но можно предположить, что все же некоторые результаты они показали. Иначе как объяснить тот факт, что в июле 1943 г. на Центральный фронт была отправлена разведгруппа (куда вошли и бронетанковые инженеры) с целью захвата танкеток-торпед для дальнейшего изучения и выработки мер борьбы с ними. Американские саперы осматривают захваченные в Нормандии «Голиафы» (SdKfz 302) «Голиафы» рассматривались советской стороной, как современное и опасное оружие, которое могло нанести ощутимый ущерб, если вовремя не принять контрмер. hiswar.net |
||
|
||
Просмотров: 126 | | |
Всего комментариев: 0 | |