Главная » Статьи » Статьи » Техника и вооружение |
У них были колеса, но отсутствовали трансмиссия и сцепление. Они имели «кузов-фюзеляж», самолетный винт и двигатель, заводившийся при помощи стартового шнура, словно бензопила или газонокосилка. «Мотор» расскажет вам о, пожалуй, самых парадоксальных автомобилях в истории, которые можно было купить за деньги. А началось все на заре XX века, когда француз Марсель Лейя, родившийся в 1885 году, всерьез увлекся авиацией. В 1908 году молодой инженер с группой единомышленников сконструировал планер, а вскоре снабдил его 5-сильным двигателем от трицикла Dion и пролетел около четверти километра на высоте 10 метров под аплодисменты толпы любопытных парижан. Затем Лейя приял участие в постройке моноплана, на котором Луи Блерио первым в истории смог успешно перелететь через пролив Ла-Манш. Итак, наступил 1913-й — очередной год, принесший человечеству ряд невиданных доселе открытий. В воздух поднимаются первые в мире четырехмоторные огромные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец», поручик Петр Нестеров впервые выполняет «мертвую» фигуру высшего пилотажа, а талантливый авиаконструктор Марсель Лейя создает одно из самых необычных наземных транспортных средств в истории — Helicocycle. Первый экземпляр Leyat Helicocycle Трехколесный Helicocycle приводился в движение при помощи пропеллера, крутящий момент на который передавался от двухцилиндрового мотора напрямую через коленчатый вал. Пяти лошадиных сил 1203-кубового мотора ABC хватало «Эликосиклю», чтобы разоняться примерно до 80 километров в час. Скорость регулировалась ручкой акселератора, а другая рукоять, находившаяся по соседству, отвечала за управление рулевой тягой, шедшей на единственное заднее колесо. Вторая версия «Эликосикля», которая отправилась на войну Последняя проблема, впрочем, была решена достаточно просто. В 1914 году Лейя выпускает существенно модернизированный «Эликосикль» с защитным кожухом для винта, который, к тому же, сделал воздушный поток более направленным. Первая товарная версия Leyat Helica Вернувшись с войны Лейа регистрирует автомобильную компанию имени себя и создает новую модель под названием Helica. Машина, наконец, получает второе колесо, которое не только придает ему устойчивости и делает похожим на автомобиль и, что самое главное, позволяет получить необходимую сертификацию от властей. Три экземпляра «Элики» во дворе мастерской Leyat в Париже. Одна десятая доля всех построенных там машин В движение машина приводилась все тем же двухцилиндровым мотором ABC. Огромный 1,4-метровый пропеллер, раскручивавшийся до 1800 оборотов в минуту, позволял «Элике» разгоняться до 100 километров в час. Управление машиной осуществлялось при помощи задних колес, которые поворачивались вместе с соединяющей их осью. Рекламная брошюра к моделям Helica и Eiola призывала посетителей обратить внимание на «безопасный, быстрый, комфортный, надежный, маневренный, простой в обслуживании и экономичный автомобиль с расходом горючего всего четыре-пять литров на сто километров». Автомобильный мир уже неминуемо вступал в новую эру стандартизированного рулевого управления, металлических кузовов и мощных многоцилиндровых моторов. Самолетно-мотоциклетные агрегаты ABC, JAP и Anzani, в которые так верил Лейя, стали безнадежно устаревать. Да и механики Leyat, фактически вручную выпускавшие штучную продукцию, не могли соперничать с промышленными объемами других более именитых фирм. Спортивная версия «Элики» с отрытым кузовом образца 1921 года Модернизированный варинт Leyat Helica 1926 года Leyat Helica в Парижском музее искусств и ремесел Одна из двух доживших до наших дней оригинальных «Элик». В 2003 году машина побывала на Фестивале скорости в британском Гудвуде Всего к середине 20-х годов было собрано и продано примерно 30 машин с пропеллером марки Leyat. Но на закате своей автомобилестроительной карьеры Лейя выпустил две еще более необычные машины. В 1925 году инженер сконструировал универсальную «Элику», способную ездить как по земле, так и по рельсам благодаря специальным железнодорожным колесам. Машину отправили во Французское Конго, где начальник местных алмазных шахт объезжал с инспекцией свои владения. Последним автомобилем Лейя стала экспериментальная гоночная «Элика», которая в 1927 году на автодроме в Монлери под Парижем развила рекордную скорость в 170 километров в час. Пилот потом признался, что мог бы разогнаться еще быстрее, но испугался взлететь. Машина с пропеллером упорно стремилась в небо. motor.ru |
||||
|
||||
Просмотров: 68 | | |
Всего комментариев: 0 | |