|
Противотанковые надолбы сегодня практически забытый вид борьбы с танками противника. Настолько забытый, что даже в современных официальных Руководствах и Наставлениях по военно-инженерному делу о них говорится вскользь, параметры этого вида заграждений приводятся в корне неверные, тактика их применения не описывается вообще.
В результате, при рассмотрении вопроса об их применениии с учетом данных, приводимых в Наставлениях, у общевойскового командира остается впечатление, что надолбы - это просто ряды деревянных, каменных или железобетонных столбов, что на установку надолб будет потрачено много времени, средств и сил, а результатом будет то, что танки противника просто обойдут это место, или же быстро разрушат несколько надолб и обеспечат себе проход через это препятствие.
Безграмотность инженерных офицеров в области применения невзрывных заграждений не позволяет им убедительно доказать командирам эффективность и пользу противотанковых надолб.
Такое отношение к надолбам родилось еще в годы Великой Отечественной войны, когда при организации обороны Москвы, Ленинграда было потрачено без какого-либо результата множество сил и материалов. Это явилось следствием того, что рекогносцировкой планируемых линий обороны занимались общевойсковые командиры без привлечения инженерных специалистов и места установки надолб определялись ими неправильно; работы по изготовлению и установке надолб выполнялись случайными людьми, не имеющими представления о том, что это такое и для чего надолбы предназначены.
В ходе войны при подготовке линий обороны надолбы более практически нигде не применялись или же применялись ограниченно и протяженность линий надолб была невелика.
Такое отношение к этому виду заграждений представляется удивительным. Ведь еще в ходе советско-финской войны 1939-40гг. противотанковые надолбы явились серьезным препятствием на пути наступления наших танков. Созданный в срочном порядке танк КВ-2 с мощной 152 мм. гаубицей предназначался в том числе и для разрушения финских противотанковых надолб.
В 44 году советские войска, вступив на территорию Германии, в Восточной Пруссии натолкнулись в том числе и на линии противотанковых надолб. Немцы к их строительству и применению отнеслись серьезно и продуманно. В результате наши войска надолго задерживались у этих линий, тратили время на их преодоление, теряли темп наступления.
На преодоление расстояния в 250 км. от границы Восточной Пруссии до Кёнигсберга Красная Армия потратила более трех месяцев. Не немцы, а наши солдаты назвали эти линиии надолб "зубы дракона". Однако к этому времени у Красной Армии превосходство во всех видах вооружения было подавляющим, воля к сопротивлению у немцев падала, и спотыкание у таких линий нашим командованием воспринималось, как просто досадые помехи (не более того). Примечание. Интересную версию происхождения названия "зубы дракона" выдвигает В.Потапов. По его сведениям в английском языке этот вид препятствия называется "dragons teeth" дословный перевод которого - "зубы дракона". У американцев (Боевой Устав FM 5-102) этот вид препятствия правда называется "Beam Post Obstacle", но это уже современное и вдобавок американское название. Вполне вероятно, что именно англичане в период Второй Мировой войны назвали надолбы зубами дракона.
Внимания к невзрывным заграждениям в военной науке в послевоенный период не уделялось. Между тем они, и в том числе противотанковые надолбы, в определенных условиях и в современной войне могут сыграть хотя и не решающую, но существенную ролль в успехе обороны одной стороны и провале наступления другой.
Основным типом противотанковых надолб являются железобетонные надолбы, изготавливаемые из высокопрочного фортификационного бетона. Обычный строительный бетон для этих целей мало подходит, хотя вынужденно и применяется. Надолбы могут также высекаться из дикого камня (гранита, базальта). Применение иных материалов нецелесообразно. Деревянные надолбы из бревен рассматривать всерьез как противотанковое препятствие не приходится. Деревянные надолбы могут остановить автомобиль, бронетранспортер, возможно боевую машину пехоты, но не современный танк. В начальный период Второй Мировой войны против немецких легких танков типа Pz Kpfw I, Pz Kpfw II, Pz Kpfw III или наших Т-26, БТ-5, БТ-7, Т-38, Т-50, Т-60 деревянные надолбы еще годились.
На рисунке схематически представленая пятирядная линия железобетонных противотанковых надолб:
План четырехрядной линии железобетонных противотанковых надолб:
Изучение опыта примения невзрывных заграждений, прежде всего Вермахтом, приводит к следующим выводам:
-Линии противотанковых надолб должны быть замаскированы так же тщательно, как и линии окопов, огневые точки. Противник не должен знать о них до тех пор, пока его танки не натолкнутся на это препятствие. Причем он должен быть поставлен в такое положение, чтобы у него не оставалось иного выбора, кроме как преодолевать их.
-Заграждения должны прикрываться ружейно-пулеметным, минометным огнем, огнем своих танков и орудий, огнем противотанковых средств. Ведь надолбы не способны уничтожить или вывести из строя танк противника. Они только могут его задержать, остановить, заставить маневрировать на месте, т.е. создать благоприятные условия для его расстрела, превратить в мишень.
-Надолбы своими размерами, видом должны создавать у танкистов противника впечатление их преодолимости, провоцировать танк на движение вперед через линию.
-Первый ряд надолб обязательно должен быть преодолим танком при движении вперед, но непреодолим при движении танка задним ходом (если он отказался от попытки преодолеть второй ряд). Его высота должна быть несколько больше клиренса танка (примерно на 8-12 см.), внешняя сторона (обращенная к противнику) достаточно пологая (угол к горизонту 30-35 градусов), а противоположная крутая (угол к горизонту около 60 градусов).
На рисунке геометрическая конструкция надолба первого и второго ряда. Между собой различаются только размерами.
-Второй ряд надолб должен быть непреодолим танком при его движении вперед, но зрительно ( во всяком случае при взгляде от первого ряда) должен оставлять впечатление преодолимости. Его высота должна быть больше высоты надолбов первого ряда на 15-25 см. Форма идентична надолбу первого ряда.
-Третий и последующие ряды надолб должны представлять собой как бы резерв линии заграждения на тот случай, если каким-либо образом танкам противника удалось преодолеть второй ряд (подрывом надолб, разрушением их артогнем и т.п.). Основное требование к надолбам третьего и последующих рядов - высокая прочность, стойкость к взрыву. Высота как и второго ряда или выше на 25 см. Эти надолбы должны быть значительно шире в основании, крутизна граней около 60-70 градусов.
На рисунке геометрическая конструкция надолба третьего и последующих рядов
-Промежутки между надолбами и между рядами целессобразно минировать противопехотными минами, особенно зону между вторым и третьим ( и последующими) рядами с тем, чтобы затруднить или исключить работу подрывников противника по уничтожению надолб. Установка противотанковых мин нецелесообразна, т.к. эти мины могут быть быстро сняты ( или уничтожены) противником и использованы для разрушения надолб.
-Расстояние между надолбами в ряду должно быть обязательно около трех четвертей ширины танка. Это необходимо для того, чтобы танк соблазнился преодолевать линию наездом одной гусеницы на надолб. При малом расстоянии между надолбами танк просто откажется от попытки преодоления.
-Расстояние между рядами надолб должно быть немного больше длины танка, но не более. А сами надолбы каждого следующего ряда должны располагаться со сдвигом в сторону, но не совсем в шахматном порядке. Это необходимо для того, чтобы танк съехал гусеницей с надолба предыдущего ряда, но не имел возможности к развороту или повороту на угол, обеспечивающий возможность наезда гусеницей на надолб следующего ряда. Однако у танкистов, при рассмотрении заграждения должно складываться впечатление, что они, преодолев один ряд, смогут довернуть танк и таким же образом преодолеть последующие ряды.
Такое устройство линии противотанковых надолб превращает ее из глупой (но очень впечатляющей для кинозрителей) линии косых столбов в серьезную ловушку для танков. Хотя, конечно, на устройство такой линии заграждений требуется огромный расход материалов, большой труд. Скрыть работы очень трудно. Естественно, что сами войска в ходе боев не будут заниматься устройством подобных заграждений. У них для этого нет ни времени, ни возможностей. Но при заблаговременной подготовке обороны, создании укрепрайонов, подготовке театра военных действий к войне линии надолб могут и сегодня найти применение.
Я не приводил здесь никаких размеров, т.к. геометрические размеры танков различны. Линия надолб будет тем успешнее действовать, чем ближе ее параметры к размерам того или иного типа танков. Это не означает, что для каждого типа танков следует иметь отдельные линии. Просто параметры надо подбирать под танки вероятного противника на данном театре военных действий, усредняя их.
Например для американского танка М1 "Абрамс" высота надолб первого ряда должна быть 57-61 см, второго ряда 62-72 см, третьего и последующих рядов 72-97 см. Расстояние между надолбами 2.55 -2.65 м., между рядами надолб не более 6.5- 7 метров.
В качестве примера успешной обороны, в которой не последнюю роль сыграла линия противотанковых надолб, привожу описание боя за деревню Ноендорф в Восточной Пруссии в ноябре 1944 года.
Утром 11 ноября рота Т-34-76 (7 танков) с двумя взводами танкового десанта на броне и отделением саперов выполняла обходной маневр немецкого опорного пункта. При подходе к деревне колонна была обстреляна из крайних домов огнем фаустпатронов и пулеметов. Командир роты, не желая терять танки среди кирпичных домов на узких улицах, спешил десант и поставил им задачу завязать бой у окраины, а танки направил в обход деревни, полагая, что выход танков в тыл обороняющимся заставит их оставить деревню. Слева от деревни находилось открытое поле, понижающееся в сторону противника и только поперек его проходила полоса низкорослого густого кустарника. Обстреляв кустарник огнем танковых пушек и пулеметов и убедившись, что там нет противника, командир роты направил танки по полю в обход деревни. В кустарнике танки натолкнулись на линию противотанковых надолб. Очевидно кустарник был высажен именно с целью маскировки линии заграждений. Силами саперного отделения, потратив около 40 минут, взрывным способом в заграждении был проделан узкий проход. Танки, преодолев в колонне проход, двинулись дальше, но через 400 метров натолкнулись на ранее не видный противотанковый ров, частично заполненный водой со льдом и снегом. Колонна повернула обратно, но когда первый танк вошел в проход между надолбами, он был подожжен выстрелом фаустпатрона. В танке стали рваться боеприпасы. В это время со стороны деревни открыл огонь немецкий танк Pz Kpfw IV. Наши танки ответили огнем, но они находились в открытом поле, возможности для маневра между рвом и лининей надолб были ограничены, а немецкий танк стрелял из-за укрытий. Было подбито еще три наших танка. Попытки проделать проход в надолбах огнем пушек успеха не имели. Только своевременно вызванные старшим начальником самолеты-штурмовики спасли роту от полного уничтожения. Как потом оказалось, немецкий танк успел до расстрела наших танков частично уничтожить, частично рассеять оба взвода десантников, не имевших никаких противотанковых средств. А деревню оборонял неполный взвод фольксштурма и своевременно подошедший немецкий танк.
Совсем не худо бы нам заняться работами по возведению полевых заграждений уже сегодня, готовя южные рубежи страны к войне с объединенными силами исламистов и натовцев. Ведь Чечня - это была для них просто разведка боем. Но как всегда, мы будем умны задним числом, готовя линии обороны наспех под градом бомб и снарядов, и сокрушаясь о том, что не делали это вовремя. Так уже было в 41, так будет и в ?? году.
vk.com/soldiers_of_fortune
|