Я думаю, что нет такого воронежца, который бы не видел памятник в виде взлетающего штурмовика Ил-2 у главной проходной ОАО "ВАСО". Еще бы, ведь именно на нашем авиазаводе и в Воронеже, и позже, когда он был эвакуирован в Самару (тогда еще Куйбышев), выпускались эти легендарный машины.
Но наверно мало кто знает историю самого самолета, теперь застывшего в вечном полете. Это вовсе не макет, а самый что ни на есть боевой экземпляр.
А историю эту я и сам узнал совсем недавно. Буквально в начале августа, когда был свидетелем работы ЗАО ППТР "Петр" по подъему фрагментов истребителя Як-1. Рассказал её руководитель ППТР Латарцев Виталий Николаевич.
В 1978 году воронежский поисковый клуб "Риф", специализировавшийся на подъеме затонувшей в годы ВОВ техники, вел работы на озере близ села Ракитное Белгородской области. На дне водоема было установлено наличие двухместного штурмовика Ил-2. При подъеме стало ясно, что бомбовой нагрузки самолет не нес. Вместо этого в бомболюке были уложены одежда, вещи, запчасти, документация. В кабине находились останки троих человек. Из чего был сделан вывод, что последний вылет этого самолета был не боевым. Вероятно, машина совершала перелет с одного аэродрома на другой при передислокации авиачасти.
Латарцев поделился интересной деталью. При падении самолет перевернулся кабиной вниз. Поэтому "жилое" пространство самолета оказалось как бы запечатано илом и донными отложениями. В результате внутри кабины создались все условия для консервации останков: смесь воды, бензина, машинного масла. Останки всех троих были в такой сохранности, что, казалось, самолет упал не больше нескольких дней назад. Единственно, в относительно теплой воде озера без доступа воздуха мягкие ткани превратились в жировосковую массу.
Во время подъема фрагмента фюзеляжа с кабиной, тело пилота выскользнуло. Когда водолаз полез доставать его, перед ним открылась следующая картина: на дне озера во весь рост стоял пилот без головы. Просто высокие летные сапоги набрали воды и придали телу такую впечатляющую позу. Оторванную при ударе самолета о землю голову пилота нашли позже. Она была в шлемофоне, провод от которого тянулся к радиостанции.
Среди прочих вещей в самолете была найдена целая(!) бутыль с самогоном!
Через архивы было установлено: самолет был сбит 1 сентября 1943. (О том, что самолет подвергся атаке, говорила и дырка в заднем бензобаке, оплавленные лампочки на панелях управления, приведенные в действие противопожарные системы самолета). Видимо, пилот до последнего боролся за машину. Он, единственный из троих, у кого был парашют, не бросил своих товарищей.
Экипаж штурмовика Ил-2 в составе: командира звена, пилота Бобеля Александра Васильевича (1913 г.р. уроженца п. Дубово Уманского района Черкасской области), штурмана звена лейтенанта Чиркова Александра Яковлевича (1922 г.р.) и старшего авиатехника звена 50-го отдельного разведывательного авиаполка 2-ой воздушной армии Тюфякова Александра Агафоновича, был похоронен 4 августа 1978 года в поселке Ракитное.
Корпус же самолета после капитального ремонта и реставрации занял почетное место напротив места своего рождения.
источник:
Подготовлено по материалам личной встречи и книги "История поискового движения Воронежской области"
https://vk.com/vechniy36
|