В возможность полёта братьев Райт, Чкалова и Гагарина их современники верили с трудом, а то и вовсе называли идею полёта полным бредом.
Полёт Орвила Райта в 1904 году
Авиация за XX век прошла невообразимый путь от хрупких бипланов до огромных авиалайнеров, было опровергнуто практически каждое утверждение, включавшее в себя слово «невозможно», а то, что считалось научной фантастикой, стало повседневностью.
Полёт невозможен!
В возможность полёта аппарата тяжелее воздуха в начале XX века не верил практически никто. Создателей первых самолётов считали мечтателями и не воспринимали всерьёз не только «простые смертные», но и маститые учёные. Так, Саймон Ньюком выпустил труд, в котором научно доказывал невозможность полёта аппарата тяжелее воздуха, а в тот год, когда братья Райт подняли в воздух первый в мире самолёт, американский конгресс принял закон, который запрещал финансировать работы по созданию летательных машин.
Петербургская утка
«Петербургской уткой» посчитали сообщения о полёте двухмоторного самолёта «Русский витязь» конструкции Игоря Сикорского в 1913 году: никто не верил в возможность постройки самолёта таких огромных размеров — 2 члена экипажа и целых 6 кресел для пассажиров. К тому же многие считали, что при отказе одного из двух двигателей самолёт станет неуправляемым и тут же разобьётся. Окончательно скептиков убедил только полёт «Русского Витязя» над Невским проспектом.
Игорь Сикорский на самолёте «Русский витязь», 1915 год
Только бипланы!
Известно, что первые самолёты были бипланами (с двумя крыльями, расположенными друг над другом), а в схему моноплана, которая сейчас распространена повсеместно, мало кто верил. Доказывать её жизнеспособность приходилось, рискуя жизнью: в 1909 году измученный недоверием к своим монопланам Луи Блерио совершил отчаянный перелёт через Ла-Манш.
Blériot XI постройки 1914—1918 годов
Реактивный двигатель — вздор!
Многие из зрителей, собравшихся в 1910 году на первый полёт самолёта Анри Коанда, насмехались над его неудачей. Они считали глупой попытку создать самолёт без привычного винта, с реактивным двигателем.
Самолет Coanda-1910
Арктика неприступна!
Неудачную попытку перелёта Сигизмунда Леваневского, прерванную из-за неисправности самолёта и гибели известного американского лётчика Вилли Поста на Аляске, многие скептики посчитали доказательством того, что полёт через Арктику невозможен, тем более, на одномоторном самолёте, как АНТ-25. Экипажу во главе с Валерием Чкаловым пришлось доказывать обратное.
Городской сумасшедший
Константина Циолковского в Боровске и позже — в Калуге местные жители считали городским сумасшедшим. Из-за проблем со слухом учёный сторонился людей, а его научные работы поднимали на смех: в них он утверждал, что возможен полёт в космос, на Луну и Марс.
Луна — твёрдая. Королёв
В возможность полёта человека в космос верили далеко не все. Известно, что неудачных запусков и технических проблем с аппаратом «Союз» было очень много, а космос был настолько неизученной сферой, что космонавтов первого отряда тренировали с нагрузками, которые в разы превышали настоящие.
Не меньше сомнений у многих специалистов вызывала возможность полёта на Луну. Некоторые из них считали, что спутник земли покрыт слоем пыли, в котором первый луноход просто-напросто утонет. Во время одного из совещаний по этому вопросу Сергей Королёв, не выдержав, пододвинул к себе блокнот и написал: «Луна — твёрдая. С. Королёв», — потом вырвал листок и отдал его оппонентам.
www.aif.ru
|