|
Первые в мире бомбардировщики были построены в Петербурге под руководством прославленного инженера Игоря Сикорского.
Российский император Николай II ровно век назад – 23 декабря 1914 года - принял решение о создании эскадры всемирно известных самолетов-рекордсменов, которые получили имя «Илья Муромец». Такой шаг монарха привел к появлению первого в мире соединения, на вооружении которого были тяжелые четырехмоторные бомбардировщики, участвовавшие в битвах в ходе Первой мировой войны. Эту дату также можно считать началом зарождения дальней авиации в нашей стране.
Детище Сикорского
«Илья Муромец» был построен на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) в 1913 году. Его создателем стал знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский, изобретатель первого в мире четырехмоторного самолета «Русский витязь».
Самолет «Русский витязь» положил начало эскадре бомбардировщиков
Ранее авиационные эксперты со скепсисом отнеслись к одному из первых творений Сикорского, предрекая ему провал, но полеты прошли успешно. В августе 1913 года воздушное судно, выполненное из древесины и фанеры, пробыло в воздухе почти два часа и установило мировой рекорд по продолжительности полета. «Русский витязь», став прототипом всех в дальнейшем созданных тяжелых самолетов с двигателями, уступил позже свое место «Илье Муромцу».
Молодой инженер Игорь Сикорский тщательно переработал «Русского витязя», оставив только общую схему воздушного судна и коробку крыльев с установленными четырьмя немецкими двигателями «Аргус» в 100 лошадиных сил. Сикорский, совместно с коллегами, смог сделать так, что «Илья Муромец» поднимал вдвое больший вес и взлетал выше, чем его предшественник.
Изначально воздушное судно строили не для армии, а для гражданских целей. «Илья Муромец» смог стать первым в мире пассажирским самолетом.
Постройка первого образца была закончена осенью 1913 года. «Илья Муромец» смог установить ряд мировых рекордов. Уже в декабре он поднял в воздух 1100 кг. Ранее рекордным весом считался груз в 653 кг. В феврале 1914 года самолет взлетает, неся на своем борту 16 человек и собаку – общий вес составил 1290 кг. За штурвалом воздушного судна тогда был Игорь Сикорский.
Инженеры предусмотрели, чтобы на «Илье Муромце» был пассажирский салон, спальные комнаты, ванна и туалет. Решена была даже проблема с освещением и отоплением. Впрочем, на момент создания, грозным бомбардировщиком самолет не был – никакого вооружения нести он не мог.
На службе военно-воздушного флота
Разработка Сикорского не осталась без внимания военных. Они заинтересовались самолетом, который рассматривали как потенциальную боевую единицу. 12 мая 1914 году завод в Петербурге получил заказ сделать для армии 10 воздушных судов. РБВЗ к 1 августа 1914 года, когда началась Первая мировая война, успел построить уже четыре «Ильи Муромца». В сентябре их передали Императорскому военно-воздушному флоту. Уже в начале октября РБВЗ подписал контракт с военными на 32 самолета.
Самолет «Илья Муромец» в ходе тестового полета
«Муромцы» были нескольких серий. Бомбардировщики «типа Б» оснащались более мощными двигателями, двумя пулеметами, бомбодержателями и даже, пусть и простейшим, но бомбовым прицелом. Согласно заданию военных, воздушное судно должно было нести не менее 164 кг бомб. При этом «Илья Муромец» мог достичь целей в Кёнигсберге, Кракове, Данциге и Познани. В дальнейшем, когда Германия стала противником России в войне, немецкие двигатели «Аргус» прекратили ставить на самолеты, заменив их французскими «Сальмсонами». По поводу их ненадежности своё негодование выражал даже сам Сикорский.
Начиная с седьмого «Ильи Муромца», изготовленного для армии, завод в Петербурге перешел на «тип В». У него уже уменьшили площадь крыльев, улучшили аэродинамику и бомбоблок. Самолет мог нести 500 кг бомб. Инженеры предусмотрели бронезащиту для членов экипажа, бронированные сиденья, жилеты и каски. Первые три такие машины подготовили в конце ноября – начале декабря 1914 года.
Эскадра и маневры
Царь Николай II 23 декабря 1914 года принял решение сформировать эскадры воздушных кораблей из самолетов, сделанных на РБВЗ. Это стало первым в мире соединением стратегической тяжелой авиации. В странах Европы к этому пришли только два года спустя.
Возглавил эскадру генерал-майор Михаил Шидловкий. Ему пришлось переобучать личный состав, поскольку летать на «Муромцах» к тому моменту мог только Сикорский. Самолетам придавалось особое значение, весь летный состав состоял из офицеров и унтер-офицеров. Офицером должен был быть даже бортмеханик. Только позднее на эту должность стали брать мобилизованных инженеров или студентов высших технических учебных заведений. В целом, эскадра имела большой штат летного и наземного состава, собственные ремонтные мастерские, склады, подразделения связи, летную школу, автопарк, метеослужбу и зенитную артиллерию.
Шидловский смог подготовить эскадру к боевому вылету к февралю 1915 года. С площадки у городка Яблонна в Польше 14 февраля «Муромцы» поднялись в воздух, чтобы атаковать железнодорожную станцию Вилленберг в Восточной Пруссии, но цели не нашли. Только на следующий день бомбардировщики нанесли удар. В результате на станции в Австрии были разрушены железнодорожные пути, здание, уничтожен подвижной состав и живая сила противника. Во время этого налета экипаж впервые осуществил аэрофотосъемку разрушений, которые получили позиции врага. Далее эскадры начали регулярно совершать бомбометание и фотографирование объектов.
По некоторым данным, в годы Первой мировой войны РБВЗ поставил в войска 60 «Муромцев» различных модификаций. Среди них были такие самолеты, которые оснащались пулеметами для борьбы с немецкими дирижаблями. Впрочем, вести с них точную стрельбу было крайне проблематично.
«Илья Муромец» с прицепленными бомбами
В целом, на счету эскадры было порядка 400 боевых вылетов, в ходе которых было сброшено 65 тонн бомб и уничтожено 12 истребителей врага. По некоторым данным, армия потеряла из-за вражеских действий только три «Муромца» в ходе войны, но также воздушные судна разбивались из-за технических неполадок и несчастных случаев.
Закат военной карьеры
После Октябрьской революции страна уже редко использовала самолеты «Илья Муромец», особенно в военных целях. В 1918 году и вовсе не зарегистрировано не одного полета детища Игоря Сикорского. В 1920 году было совершено несколько вылетов в ходе Советско-Польской войны и боевых действий против Врангеля. Последний же боевой вылет «Муромца» состоялся 21 ноября 1920 года.
В дальнейшем чуть больше года шесть самолетов обслуживали почтово-пассажирскую авиалинию Москва-Харьков, но из-за износа воздушных судов её закрыли в октябре 1922 года. Один из почтовых самолётов позднее передали школе авиации в Серпухове, где на нём в течение до 1923 года совершались учебные полеты, но после этого «Муромцы» в воздух не поднимались.
В настоящее время экземпляр самолета Сикорского, сформировавшего первую в мире эскадру, можно увидеть в музее ВВС, где он экспонируется с 1985 года.
Страна потеряла создателя
Главный конструктор «Ильи Муромца» Игорь Сикорский после Октябрьской революции принял решение покинуть страну.
Игорь Сикорский
Транзитом через Лондон и Париж, где он пытался найти работу, инженер эмигрировал в США. Там он в 1923 году основывает ставшую известной в дальнейшем фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation. В момент, когда предприятие становилось на ноги, его поддерживал даже композитор Сергей Рахманинов, вложив немало средств, которые Сикорский впоследствии вернул.
Далее в карьере авиаконструктора было создание 15 типов самолетов и нескольких вертолетов, также установивших различные мировые рекорды. Его воздушные суда применяли как для гражданских, так и для военных целей.
Сикорский ушел из жизни в Истоне в 1972 году в возрасте 83 лет. Он был похоронен в Стрэтфорде.
После смерти именем прославленного конструктора назовут улицу в Киеве, Авиакосмический лицей Национального авиационного университета Украины, а также дальний бомбардировщик Ту-160. Астрофизики из Обсерватории в Крыму назвали в честь Сикорского астероид, а в Петербурге, где в пору его молодости созданы знаменитые на весь мир самолеты, его имя носит площадь в Приморском районе.
www.spb.aif.ru
|