|
Результаты археологических исследований сельских памятников, представленных поселениями и могильниками разных регионов Древней Руси, существенно изменили наши представления о религиозном сознании жителей деревни в домонгольское время.
Убедительные попытки решения этих вопросов с широким использованием археологических материалов на территории Новгородской земли и Белозерья были предприняты в последнее время в специальных исследованиях.
На сельских поселениях Черниговского Полесья немногочисленную, но весьма показательную группу составляют предметы христианского культа. К ним относятся и предметы личного благочестия (кресты-энколпионы, кресты-тельники, иконки), и детали церковной утвари (фрагменты хоросов, части кадил-кацей, лампадка).
Большинство предметов христианского культа обнаружено при археологических разведках и раскопках сельских поселений. Кроме этого, в настоящей сводке учитывались и случайные находки c селищ, хранящиеся в фондах Черниговского исторического музея имени В.В. Тарновского.
Следует отметить, что в настоящее время источниковая база данного направления исследований намного шире отраженной в данной статье.
Так, по сведениям Ю.С. Виноградского, в начале XX в. на поселении «Баба» среди многочисленных предметов древнерусского времени местные жители нашли, по-видимому, и крест-энколпион.
Заслуживает внимания и находка клада 1958 г. в окрестностях Любеча, в 1,5 км к северо-востоку от центра летописного Любеча, в состав которого входил навесной цилиндрический замок, три обломка лампады, две створки от разных энколпионов и 3 бесформенных слитка оплавленной бронзы. В связи с тем, что рядом с местом находки поселения не выявлено, предметы культа, найденные под Любечем, в предоставленном сообщении не рассматриваются. На поселениях региона найдено 7 крестов-энколпионов.
1. При обследовании поселения XI-XIII вв. в урочище Ланок, расположенного на мысу правого берега р. Хмельница (бассейн р. Белоус), обнаружен целый энколпион, размерами 7 х 5,8 см (с петлями — 9,2 х 5,8 см). Обе створки отлиты из многокомпонентного сплава Cu+Pb+Zn+Sn.
Энколпион с прямоугольными, слегка расширяющимися концами, с рельефными изображениями, доработанными резцом. На лицевой стороне помещено изображение распятого Христа в колобии на фоне выделенного Крестного дерева с подножием и возглавием, по бокам фигуры предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова. Под руками Христа — углубленная греческая надпись. Над Распятием — символы солнца и луны. На оборотной створке — центральное изображение Богоматери Оранты дополняется четырьмя погрудными изображениями евангелистов в медальонах на концах створки, сопровождающимися буквенными обозначениями. Этот экземпляр относится к группе византийских энколпионов (тип I.1) и датируется XI-XII вв.
Остальные кресты-энколпионы, найденные на сельских поселениях центральных районов Черниговской земли, изготавливались на территории Руси.
2. Из поселка Масаны под Черниговом происходит оборотная створка энколпиона с высоким рельефом (случайная находка на частной усадьбе поселка, на берегу ручья в бассейне р. Белоус). На створке, небрежно отлитой из медного сплава (на внутренней стороне отчетливо видны заплаты из металла), — изображение Богоматери Одигитрии в рост и трех святых в медальонах. Размеры створки — 7,8 х 7 см (с петлями 9,5 х 7 см). Энколпион , по-видимому, представляет более позднюю переотливку с плохо сохранившимся рельефом и датируется ХII-ХIII вв. В двух местах на створке слабо читаются буквы [M] и Х.
3. Из постройки № 145 (ХИ — первая половина XIII в.) поселения Автуничи, расположенного на левом берегу р. Верпч (бассейн р. Снов), происходит оборотная створка миниатюрного литого энколпиона с закругленными концами, размером 3,3 х 2,7 см, утрачены верхние петли. На створке — изображение простого четырехконечного креста, выполненного углубленными линиями и 4 точечных углубления в средокрестии (тип III.3.2). Остальные 4 энколпиона относятся к группе черневых инкрустированных.
4. В постройке № 2 второй половины ХИ — первой половины ХIII вв. поселения Лесковое 2, расположенного в верховьях р. Белоус, обнаружен целый энколпион. Крест (3,3 х 2,4 см, с петлями — 4,5 х 2,4 см) с оглавием, размерами 1,8 х 0,9 см в виде биконической цельнолитой бусины с четким черневым рисунком, отлит из многокомпонентного сплава Cu+Pb+Sn+Zn (Cu — 74 %, Pb — 12 %, Sn — 2,5 %, Zn — 8 %, Sb — 2 %). По мнению Р.С. Орлова, подобный сплав характерен как для энколпионов и крестов, так и для других категорий изделий киевского производства.
Подобные энколпионы относятся к типу IV.6.1 (Распятие-Богоматерь Оранта — прямоконечные, миниатюрные).
5. К типу IV.6.1 относится еще один энколпион, отлитый из медного сплава, происходящий из с. Горица (бассейн р. Десны). Энколпион (3,3 х 2,5 см, с петлями — 4,4 х 2,5 см) отличается от предыдущего четкой проработкой резцом обеих створок и надписью над головой Богоматери, исполненной тонкими углубленными линиями «МР 0Y». Чернь в некоторых местах не сохранилась.
Следует заметить, что в начале ХХ в. около с. Горица были обнаружены два поселения — в урочищах Дворище и Провалье (Уварова 1906: 92).
В фондах Черниговского исторического музея хранится коллекция вещей из с. Горицы, собранная в начале ХХ в., в которой есть и разнообразные предметы мелкой культовой пластики. Более точно определить происхождение находок в настоящее время не представляется возможным. Тем не менее, считаем возможным использовать материалы коллекции из Горицы в настоящей статье.
6. Из Горицы происходит прямоконечный миниатюрный энколпион с черневыми изображениями 4-конечных крестов, размерами 2,2 х 1,8 см (с петлями — 3,2 х 1,8 см) типа IV.6.3 .
7. В постройке № 126 XII в. поселения Автуничи найдена оборотная створка энколпиона с оглави-ем, размерами 2,3 х 1,5 см, с петлями — 2,9 х 1,5 см, оглавие — 1,5 см х 0,7 с. Крест относится к типу IV.6.3.
Гораздо более на сельских поселениях региона были распространены разнообразные кресты-тельники, изготовленные из цветного металла (10 экз.), камня (9 экз.), кашина (1 экз.) и перламутра (1 экз.).
Из подъемного материала поселения Сибереж происходит обломок верхней части креста из белого металла (сохранившаяся длина с ушком — 2,7 см, толщина — 0,2 см) с изображением святого в круглом медальоне. Ушко массивное, размером 1,0 х 0,7х 0,7 см с отверстием, диаметром 0,4 см. По-видимому, на кресте было рельефное изображение Распятия с выделением Крестного дерева.
В возглавии буквы I Х [С]. На обороте креста непонятное углубленное изображение. Близкими аналогиями являются бронзовые кресты из Новгородаи из Полтавской области.
А.А. Пескова считает, что основные элементы подобных крестов (иконографический тип Распятия и закругленные концы с парными выступами-«слезками») оказались востребованными при создании древнерусских энколпионов.
В жилой постройке № 26 селища Лесковое-1 (вторая половина ХII — первая половина XIII в.) обнаружен обломок трехлопастноконечного крестика, украшенного желтой двусторонней эмалью.
Из Горицы происходит овальноконечный двусторонний крестик без эмали. Мастерская по изготовлению трехлопастноконечных и овальноконечных крестиков обнаружена на Киевском Подоле в слое конца ХII — начала ХIII в. (разрушенные горны, целые и фрагментированные тигли и 26 крестиков обоих типов, еще не заполненных эмалью).
"Подобные крестики датируются концом ХI-ХII в., а в ХIII в. они постепенно выходят из употребления.
Из Горицы и Лесковое-1 происходят 2 обломка бронзовых трехлопастноконечных крестов-тельников с несохранившимся изображением.
Остальные известные находки представляют собой крестики с утолщениями на концах: с ромбовидным средокрестием, в котором дано схематическое изображение святого, из Шумлая, с ромбовидным средокрестием из Автуничей — 2 экз. и обломок, изготовленные из сплава Cu+Sn+Pb, хранятся в НМИУ, и с квадратным средокрестием из Горицы.
Первый из них датируется XI-XII вв., остальные — XII-XIII вв..
Коллекцию дополняют 8 каменных крестиков, за которыми с конца XIX в. утвердилось название «КОРСУНСКИХ».
Традиционно считалось, что часть из них изготавливалась из мрамора и попадала на территорию Киевской Руси из Корсуня.
Определенную дань этой традиции отдала и автор настоящей статьи, хотя неоднократные попытки найти мраморные крестики в коллекциях, собранных на территории Крыма не увенчались успехом. Однако, после ряда публикаций результатов работ археологической экспедиции ИА НАНУ под руководством А.П. Томашевского на территории Овручского кряжа, где были исследованы остатки производственных поселений по обработке пирофиллитового сланца, автору ПРИШЛОСЬ ИЗМЕНИТЬ СВОЁ МНЕНИЕ.
Среди многочисленных заготовок и отходов производства из пирофиллита на поселениях были выявлены заготовки и бракованные крестики, внешне очень похожие на мраморные. Предварительное минералогическое определение шести образцов камня разного цвета, в том числе и части обломанного изделия, по внешним признакам похожего на так называемые крестики из «мрамора», сделанное бакалавром геологического факультета С.-Петербургского университета Е. Антощенковой, показало, что 2 образца темно-зеленого цвета, в том числе и представленный фрагментом крестика, и 4 образца красного цвета идентичны по составу.
Все они являются смесью глинистых минералов: монтмориллонита, нантронита и пирофиллита и некоторых других, но в несущественном количестве. Таким образом, цвет обусловлен различным содержанием минералов в структуре пирофиллитового сланца. Предварительно образцы, как первой цветовой группы, так и второй, можно считать пирофиллитовым сланцем. По мнению исследователей пирофиллитовых мастерских, часть продукции, возможно, подвергалась температурному или химическому воздействию, что придавало готовым изделиям серый цвет с белыми зернистыми вкраплениями.
Таким образом, пять крестиков с поселений Черниговского Полесья, аналогичные по морфологическим признакам материала фрагменту, подвергшемуся минералогическому определению, изготовлены из серого, зернистой структуры, пирофиллита:
Горица, длина не сохранилась, ширина — 1,5 см, толщина — 0,7—0,9 см;
Лесковое — 1,9 х 1,5 х 0,5 см;
Очеретяная Гора — 2,4 х 1,9 х 0,5 см;
Волынка-1, длина — 3 см, ширина не сохранилась, толщина — 0,7 см (№ 13 по полевой описи) и два из вишневого пирофиллита разных оттенков;
Клонов — 1,8 х 1,3 х 0,6 см, № 41 по полевой описи). На последнем крестике с одной стороны процарапан крест.
По устному сообщению Г.В. Жарова, еще один крестик из серого, зернистой структуры пирофиллита, происходит из поселения Растереб у с. Смяч.
Размеры каменных крестиков приблизительно одинаковы 1,8-2,4 х 1,3-1,9 см, за исключением крестика из поселения Волынка 1, длина которого составляет 3 см. Толщина всех крестиков — 0,5¬0,7 см, кроме крестика из Горицы (0,7—0,9 см).
Правда, пирофиллитовые кресты из вишневого камня отличаются большим разнообразием форм сечения концов. С селища Лесковое происходит крестик с восьмигранным сечением. Кресты же из «мраморовидного» пирофиллита, встреченные на сельских поселениях Черниговщины, представлены экземплярами одинаковой простой формы, с квадратным сечением концов и с просверленным отверстием для подвешивания диаметром 2 мм. Все находки происходят из культурных слоев памятников, датируемых широко X — первой половиной XIII в. Исключение составляет крестик из Клонова, найденный в хозяйственной постройке № 7, которая на основании керамического и вещевого материала датируется XII в..
Из культурного слоя поселения Шумлай происходит еще один обломок крестика (ширина — 1,8 см, толщина — 0,5 см), выточенного из серого камня, возможно, стеатита. В предыдущих публикациях этот крестик упоминался как пирофиллитовый. Крестик из стеатита с круглыми в сечении концами и с выделением квадратного средокрестия с вырезанным в нем крестом, похож на ПАЛЕСТИНСКИЕ КРЕСТЫ ИЗ СТЕАТИТА.
Такие же находки известны и на территории Болгарии.
Подобные кресты в комплексах на территории Болгарии и Древней Руси датируются второй половиной ХII — началом ХIII в. . Известен обломок крестика, вырезанного из полуфаянсовой чаши или блюда с ультрамариновой двусторонней прозрачной глазурью, изготовленного из твердого кашина. Края оббиты не очень ровно, толщина сосуда 0,6 см, тесто — серо-белого цвета. Судя по сохранившейся части креста, поперечные концы его были значительно меньше (0,8 см) продольного нижнего (1,5 см).
По определению В.Ю. Коваля, сосуд изготовлен на Ближнем или Среднем Востоке в XII-XIII вв.
Изготовление крестика из сосуда может свидетельствовать о ценности даже отдельного обломка импортной керамики. Возможно, сосуд был привезен из паломнической поездки в Святую Землю. Возможность проникновения подобной керамики на Русь не только в результате торговых операций, но и благодаря паломникам уже высказывалась в исследовательской литературе. Аналогии этому крестику неизвестны.
Особо следует отметить находку перламутрового крестика на поселении Автуничи (2,7 х 2,3-2,4 см, ширина концов 1,4-1,6 см, толщина — 3,5 мм, диаметр отверстия — 2 мм) с процарапанным изображением креста на Голгофе (?). По определению А.В. Корнюшина, крестик изготовлен из створки морской раковины устрицы ostrea sp, место обитания которой — Черноморский, Средиземноморский регионы и Антарктика.
Авторы публикации предполагают южное происхождение находки.
Перламутровые крестики известны в Новгороде, Пскове, Смоленске, Звенигороде, Херсонесе.
В.П. Коваленко называет еще две находки перламутровых крестиков на Черниговщине — Чернигов и городище Ляшковцы . Однако автор отчета при описании находок с городища Ляшковцы отмечает обломок крестика из сланца, что ставит под сомнение его изготовление из перламутра.
Коллекцию крестов дополняет круглая серебряная подвеска с поселения Селище с изображением процветшего креста.
Из пирофиллита фиолетового цвета изготовлена небольшая резная иконка, случайно обнаруженная сотрудниками Черниговского исторического музея при обследовании комплекса археологических памятников около с. Шестовица в 1970 г..
В 1984 г. на месте находки А.В. Шекун открыл поселение «Пойма», где провел разведочные раскопки, которые в 2006 г. продолжила автор статьи. Культурный слой поселения на основе керамического и вещевого материала датируется второй половиной XIII-XIV в..
Т.В. Николаева в процессе работы над сводом древнерусской мелкой пластики из камня не смогла посмотреть иконку в Черниговском историческом музее, что и отметила в издании.
Иконка односторонняя, судя по сохранившейся части, прямоугольная; верхняя часть отбита. Высоким рельефом изображена поясная фигура св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и приоткрытым Евангелием — в левой руке.
На плечах — омофор с крестами. Одежда обозначена мягкими складками. Нимб рельефный гладкий, с двойной окантовкой. На сохранившейся части иконки — нижняя половина лица с округлой короткой раздвоенной бородой и усами. Иконка имеет рельефную рамку. Справа у головы читается первая часть колончатой надписи NH / KO.
Открытое Евангелие встречается достаточно редко в мелкой культовой пластике. Изображение приоткрытого Евангелия есть и на фрагменте иконки св. Николая Мирликийского из стеатита, происходящей из Владимира.
(Пользуясь случаем, выражаю глубокую благодарность научному сотруднику Отдела славяно-русской археологии ИА РАН В.Ю. Ковалю за помощь в определении типа сосуда).
Культ св. Николая был очень популярным на территории Древней Руси, и это ярко проявилось в мелкой каменной культовой пластике. Святой в представлениях древнерусского человека считался заступником во всех бедах человеческих, покровителем путников и помощником в опасной дороге.
Поселение же Пойма расположено вблизи водного пути по р. Десне и сухопутной дороги Чернигов - Киев вдоль правого берега реки, в непосредственной близости от урочища Узвоз.
Урочище Узвоз можно считать самым уязвимым на пути, здесь дорога спускалась с высокой террасы в пойму реки и, по-видимому, жители поселения обслуживали этот участок. Поэтому обнаружение иконки с изображением св. Николая именно на этом поселении можно считать логичным.
В более раннее время (X — первая половина XIII в.) аналогичные функции (контроль и обслуживание водного и сухопутного путей на Киев) выполняло поселение в урочище Коровель, посадом примыкающее к урочищу Узвоз.
Предметов церковной утвари на поселениях встречено гораздо меньше, чем предметов личного благочестия.
Особо следует отметить на поселениях Черниговщины находки ручных кадильниц- кацей.
Из постройки 19 (вторая половина XII — первая половина XIII в.) поселения Овраменков Круг происходит кацея в виде небольшой (диаметр — 8,5 см, высота — 3 см) полусферической чашки на кольцевом поддоне, диаметром — 3,5 см.
Ручка не сохранилась, но в месте крепления имеются три отверстия.
Кацея отлита из сплава Cu+Pb+Sn, с большим содержанием свинца — до 30 %..
На поселении Селище, в пойме р. Десны, около Чернигова в постройке 1 (XII — первая половина XIII вв.) обнаружен фигурный щиток от кацеи (11 х 9 см) с рельефным изображением двух птиц, возможно, павлинов, по сторонам Древа жизни, отлитый из медного сплава. Несколько кацей и их фрагментов обнаружено в Херсонесе.
На древнерусских памятниках кацеи найдены в Изяславле, на городище Монастырек, щиток кацеи обнаружен в Чернигове.Особо следует отметить находку фрагмента кацеи в виде полусферической чашки на кольцевом поддоне с обломанным щитком на поселении Григоровка.
Таким образом, подобные находки известны и на поселениях других регионов Южной Руси. Кроме этого, на селищах около Чернигова найдены разнообразные детали лампад и хоросов. Из подъемного материала поселения Шумлай происходит отлитая из многокомпонентного сплава (Cb+Sn+Pb+Zn) часть лампады. Её диаметр — ок. 12 см, диаметр дна — 5,7 см, высо¬та — 5,5 см. По верхнему краю сохранилась 2 петельки для подвешивания.
В жилой постройке 7 (первая половина XIII в.) поселения Ров 2 обнаружены распределитель цепей лампады и составная ажурная часть пластины хороса. На селище Лесковое найдена «чашечка» — поддон свечника хороса, диаметром 6 см, отлитая из многокомпонентного сплава Cu+Zn+Pb+Sn.
И, наконец, из Овраменкова Круга происходит фрагмент нижней части подсвечника с ножкой, изготовленного из сплава Cu+Pb+Sn.
Находки предметов церковной утвари, обнаруженные на поселениях Лесковое, Овраменков Круг, Ров 2, Селище и Шумлай, свидетельствуют о церковном строительстве в селах, расположенных неподалеку от Чернигова.
Кроме этого, на поселении Лесковое отмечены и другие факты, позволяющие предполагать здесь наличие деревянной церкви.
Грунтовый могильник XII в. (23 погребения), обнаруженный на правом берегу р. Белоус (Лесковое-1), располагался вокруг небольшой (6 х 8 м), не занятой никакими углубленными в материк постройками, площадки.
Погребения расположены к северу, востоку и югу от нее, с западной же стороны на площади около 100 кв. м не обнаружено никаких построек и ям. Вполне возможно, что здесь находилась срубная деревянная церковь, остатки которой были уничтожены многолетней распашкой, а перед ней располагалась площадь. В одном из погребений (№ 4, погребенный — мужчина, возрастом 40-45 лет) под головой и ступнями ног обнаружены обломки пирофиллитовых жерновов.
Еще одним косвенным доказательством существования церкви может быть находка кусочка витражного стекла квадратной формы (3 х 3 х 0,4 см) с двумя скошенными углами, происходящая из постройки 25 поселения Лесковое-2. Стекло расслоилось, в центре оно зеленоватое, прозрачное, толщиной 0,1 см, с двух сторон покрыто темным, более толстым стекловидным веществом. Подобные находки достаточно редки для культурного слоя городов, поэтому находка витражного стекла на селище заслуживает особого внимания.
К перечисленным выше находкам, косвенно свидетельствующим о культовом строительстве, следует добавить находки плинфы на поселениях. Выявленные фрагменты не имели следов раствора. Плинфа, например, могла использоваться в строительстве печей, аналогичные примеры известны на детинце Чернигова, где она использовалась при сооружении подов бытовых печей, и в Елецком монастыре, где исследована печь, полностью сложенная из плинфы. Судя по количеству обломков обожженной плинфы в наземной жилой постройке второй половины ХIII-XIV в. поселения Шестовица-Пойма, можно предполагать, что печь или ее часть были также сложены из этого строительного материала.
Особо следует отметить скопление плинфы неподалеку от поселения Очеретяная Гора, в верховьях р. Стрижень, в 25 км северо-западнее Чернигова. Здесь, в заболоченной местности, в 50 м от поселения, в шурфе зафиксированы обломки плинфы без следов раствора, толщиной от 2,5 см до 3,2 см, расположенные в вертикальном или слегка наклонном положении. По подсчетам автора раскопок, здесь была выявлена партия плинфы, возможно, затонувшая в лодке (?), состоявшая приблизительно из 30-40 штук.
Предполагать, чтобы изготовление плинфы было налажено на значительном расстоянии, иногда до 40-50 км от места строительства монументальных построек, в данном случае от Чернигова, вряд ли возможно, тем более, что в Чернигове были найдены плинфообжигательные печи.
Скорее всего, на некоторых городищах и поселениях региона сооружались и монументальные постройки. На поселении Сибереж, где тоже встречены обломки плинфы, расположенном в 4 км от поселения Очеретяная Гора, местными жителями в 70-х гг. XX в. было распахано погребение, перекрытое пирофиллитовой плитой. Подобные погребения, обычно, совершались при церквях. Еще в начале 80-х гг. эта плита находилась на пороге местного медпункта.
Кроме этого, не следует забывать, что на поселениях региона часто встречаются находки фрагментов амфор византийского круга. В настоящее время обработано 484 фрагмента от 267 амфор из 47 поселений. Известно еще как минимум 11 селищ с находками фрагментов амфор, не исследовавшихся специально, и их количество возрастает в результате археологических исследований.
Храмы и монастыри были стабильными потребителями виноградного вина для таинства Евхаристии и оливкового масла для лампад. Однако, как и в случае с плинфой, находки амфорной тары связывать исключительно с церковным потреблением ни в коем случае нельзя, этой продукцией пользовались, безусловно, и миряне, проживающие в селах. Тем не менее, не учитывать эти находки в рассматриваемом контексте тоже было бы ошибкой.
Предметы личного благочестия встречены исключительно в культурных слоях поселений. В отмеченном выше грунтовом могильнике XII в. селища Лесковое не обнаружено ни одного крестика, в то время, как в культурных слоях селища встречены разнообразные предметы личного благочестия. Аналогичная ситуация отмечена и в центральных регионах Новгородской земли. Находки предметов личного благочестия и предметов церковной утвари, в тех случаях, где удалось точно определить дату слоя или постройки, датируются XII — первой половиной XIII в.
Часть вещей импортного происхождения привезены, возможно, из паломнических поездок в Святую Землю: к их числу можно отнести энколпион из Ланка, крестики из стеатита и перламутра, стенки кашинного сосуда. Однако большинство изделий изготовлено в мастерских древнерусских городов и широко представлено в культурных слоях XII-XIII вв.
vk.com/rus_kievskaya
|