|
В урочище Тургунда
Среди многочисленных памятников средневековья особое место занимают каменные изваяния, известные в археологической литературе под неточным, но традиционным названием "каменные бабы".
Южносибирские и центральноазиатские тюркские изваяния отличаются от кыпчакско-половецких изваяний южнорусских степей. Последние, в культурно-хронологическом отношении, являются наиболее поздними.
"Каменные бабы" – громоздкие, приземистые, человекообразные статуи, изображающие большей частью женщин (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия…).
С тех пор это название используют ко всем каменным изваяниям Великой степи и обрамляющих ее Гор (Алтая).
Тюркские каменные изваяния Алтая относятся к VI-IX векам нашей эры и представляют собой довольно реалистичные или грубые человеческие фигуры. Детали, выполненные барельефом или углублением, различимы на их выветренных поверхностях.
Мнения археологов сводятся к одному – изваяния посвящены памяти умерших или погибших тюркских воинов.
Их ставили не на могилах, а у каменной оградки. Оградка являлась основанием небольшого мемориального храма. Это округлое или прямоугольное в плане сооружение из вертикально поставленных плит или выложенных стенок. Большое число каменных изваяний, открытых на территории Горного Алтая свидетельствуют об их широко налаженном производстве. При этом более половины алтайских изваяний выполнены на специально сколотых каменных блоках, уже внешне напоминающих очертания человеческой фигуры. Такие антропоморфные блоки подтесывали, их грани округлялись обивкой и последующей шлифовкой.
Очень часто и удачно использовались окатанные валуны удлиненных форм. На гладкой поверхности таких камней, как правило, точечной техникой наносили только детали лица. Мастерских пока не обнаружено, но зато на Алтае имеется масса каменных карьеров. Возможно, камни для изготовления скульптур брались именно оттуда.
Семь тюркских каменных изваяний или, как называют их алтайцы, кезер-таш (камень-воин), были найдены у ручья Тургунда в 17 км от села Тюнгур по левому берегу реки Катунь. Среди них можно выделить изваяния с изображением только лица или силуэта головы человека. На лице изображены брови, глаза, нос, усы, рот, борода. На одном из изваяний встречается слабо намеченное ухо.
На двух каменных плитах изображена фигура с сосудом в правой руке, с поясом и оружием. Правая рука согнута в локте и держит сосуд, близкий по форме к кубку или высокой чаше. Левая рука опущена на рукоять сабли или кинжала (сжимает ее). Сабля заткнута за пояс.
На одном из изваяний под поясом изображен полукруглый предмет, возможно, сумочка.
К сожалению, не все изваяния сохранились.
Сейчас осталось только 5 изваяний.
Ниже привожу подробное описание первоначально найденных семи кезер-таш:
Кезер-таш №1
Каменный воин Весельчак
Размеры - 140 х45 х23 см.
Выполнены на широкой плите светло-зеленого цвета. Материал - кремнистый сланец (хлорит-серицит-кварц).
На широкой лицевой плоскости точечной техникой изображено лицо человека. Оно имеет овальную форму и обведено по контуру выбитой полосой. Внизу одной полукруглой полосой, примыкающей к подбородку, показана борода. Глаза, нос и ноздри выбиты одним приемом при помощи выборки фона вокруг них.
Рот и усы также нанесены в один прием.
Установлено у восточной стороны оградки (3,8 х3,8 м) с внутренней заброской из белых кварцитовых галек и других камней, необычных расцветкой или формой.
Обращено лицом на восток.
Кезер-таш №2
Размеры - 150х60х15 см.
Материал - темно-серый алевролит.
На лицевой плоскости, обращенной на восток, глубокой прорезной линией нанесено лицо человека. Глаза, нос и усы нанесены в один прием. Брови одной волнистой линией. Рот дугообразной двойной линией. На лице плохо различимые тончайшие прорезные линии, нанесенные беспорядочно.
Стоит одиночно, в 10 м на северо-запад от предыдущего изваяния (№1).
Кезер-таш №3
Каменный воин Суровый
Размеры - 95х36х15 см.
Выполнено на плите, подтреугольной в сечении. Материал - хлорит-кремни-стый сланец серо-зеленого цвета. Техника точечная.
Глубоко выбитой полосой на широкой стороне нанесены очертания человеческого лица. При этом небольшим острым мыском вверху показаны зачесанные волосы или стилизованные брови. Внизу овальной полосой, примыкающей к лицу, изображена продолговатая борода.
Глаза ("набрякшие" нижние веки), нос и усы выполнены рельефно. Рот глубоким овальным желобком, глубина которого достигает 0,3-0,5 см. На левой боковой стороне слабо намечено ухо.
Стоит одиночно и обращено лицом на восток, в 60 м на север от изваяния №1.
Оно заключает собой группу из трех фигур (№1, №2 и №3), поставленных в ряд по линии юг - север.
Кезер-таш №4
Каменный воин Задумчивый
Размеры - 90х35х20 см.
Высечено на серой плите кварц-хлоритового сланца. Точечная техника.
Одной выбитой полосой голова выделена из монолита. Она одновременно служит изображением шеи и намечает абрис бороды. Небольшие круглые глаза и нос выполнены в низком рельефе, брови - одной волнистой полосой. Изображение усов является продолжением выбивки вокруг носа. Рот выполнен овальной глубокой выемкой.
Найдено упавшим на правый "бок" и почти полностью задернованным у восточной стороны оградки (3 х3 м), лицом на восток.
Заканчивает собой ряд из трех оградок со стелами (II группа), сооруженными по линии юг - север.
Группа II находится на расстоянии 0,1-0,2 км на запад от I группы оградок.
Кезер-таш №5
Размеры - 147х30х15-10 см.
На обработанной плите кремнистого сланца (хлорит-серицит). Техника точечная.
Голова отбита по плечи. Она найдена здесь же, рядом с изваянием, но не подходит по излому. Тщательно смоделированная голова эллипсовидной формы, очевидно, оканчивалась вверху небольшим выступом - головным убором, который также сколот. Детали широкого монголоидного лица выполнены в низком рельефе и едва различимы. Правая рука согнута в локте под острым углом и поддерживает на уровне груди сосуд с округлым туловом и широким прямым горлом. Левая рука опущена на рукоять сабли или кинжала (сжимает ее). Сабля заткнута за пояс, выполненный узкой рельефной полосой. На руках слабо проработаны согнутые пальцы.
Стояло у восточной стороны второй оградки (3х3 м), которая является последней в III группе оградок, отстоящих на 0,1-0,2 км на запад от группы II.
Кезер-таш №6
Размеры - 120хЗ0х22 см.
На расширяющейся кверху плите кремнистого сланца (карбонат-хлорит). Грубой точечной техникой на плите примитивно изображена человеческая фигура.
Широкой прерывистой полосой выделена голова из монолита, показана шея. Детали лица ненесены схематично. Левый глаз не закончен, правый нанесен овальным контуром. Нос в низком рельефе. Рот и борода показаны одним овалом. Правая рука согнута в локте и держит сосуд, близкий по форме к кубку или высокой чаше. Левая рука едва намечена и сливается с изображением широкого пояса, над которым небольшой выступ означает, очевидно, рукоять кинжала или сабли.
В этом же месте под поясом полукруглый предмет – возможно сумочка.
Установлено у небольшой оградки, от которой сохранилась только одна восточная плита.
Ориентировано лицом на восток.
Расположено в 0,2 км от III группы оградок на северо-северо-запад.
Кезер-таш №7
Каменный воин Печальный
Размеры - 48х53х12 см.
На плите плотного кремнистого сланца глубокими резными линиями нанесена голова человека.
Глаза, нос и усы выполнены в один прием. Брови двумя отдельными дугообразными линиями. Рот глубокой выемкой. На подбородке следы намеченной бороды.
Изваяние было установлено у восточной стороны оградки (3х3 м), забутованной внутри белыми кварцитовыми гальками.
Ориентировано лицом на восток - юго-восток, значительно завалилось наружу.
На восток от изваяния с оградкой установлены два небольших камня.
Огромный интерес к каменным скульптурам не только помог выяснить их происхождение и назначение, но, к сожалению, способствовал также расхищению и уничтожению памятников.
Нетронутые превратностями времени, изваяния гибли под гусеницами мощных тракторов при освоении новых земель или использовались в качестве строительного материала. Но, к счастью были люди, которые понимали, что эти памятники бесценны. Они свозили каменные изваяния и даже их изуродованные обломки в краеведческие музеи, научные центры и в музеи при школах. Так была сохранена частичка древнейшей истории алтайского народа.
altai-go.ru
|