Главная » 2015 » Ноябрь » 19 » Последний бой фрегатенкапитана Дитмерса
19:42
Последний бой фрегатенкапитана Дитмерса

 Новое о загадочном сражении «Сиднея» и «Корморана» в 1941 году

 19 ноября 1941 года в Тихом океане произошел бой между австралийским крейсером «Сидней» и немецким рейдером «Корморан». Через полчаса оба корабля нанесли друг другу многочисленные повреждения и затонули.

 Большая часть команды «Корморана» спаслась на шлюпках (о ходе боя известно только по их показаниям). Из 645 моряков «Сиднея» не выжил никто. Этот крейсер — самый большой корабль союзников, погибший вместе со всем экипажем.

 История «Сиднея» долго оставалась загадкой: как перестроенное торговое судно могло уничтожить военный корабль, специально предназначенный для морских сражений?

 На этот вопрос смогли ответить только морские археологи.

 Одно из 150-миллиметровых орудий «Корморана»

 Орудие «Линда». Под стволом можно различить изображения черепа со скрещенными костями.

 «Сидней» в Сиднейской бухте

 «Сидней» был одним из легких крейсеров Королевского австралийского флота (RAN). Длина — 171,4 метра, водоизмещение — девять тысяч тонн. Вооружение: восемь 152-миллиметровых орудий, четыре 102-миллиметровые зенитки, пулеметы и восемь торпедных аппаратов.
  В 1940 году «Сидней» отправили на Средиземное море, где он утопил два военных итальянских корабля и несколько торговых судов, участвовал в конвойных операциях и береговых бомбардировках. К берегам Австралии крейсер отозвали из-за возросшей активности немецких рейдеров в Индийском океане в 1941 году. Командиром судна был назначен Джозеф Барнет.

 Подводный аппарат с дистанционным управлением приближается к обломкам

 Экспедицию 2015 года организовал Университет Кертина вместе с Музеем Западной Австралии. Стоимость проекта превысила два миллиона долларов. Подводный управляемый аппарат смог получить яркие снимки пробоины в области капитанского мостика «Сиднея»: снаряд, попавший туда после одного из первых залпов «Корморана», скорее всего, убил большинство офицеров и парализовал управление кораблем. Возможности австралийцев отвечать на огонь «Корморана» существенно сузились.

 Рейдер «Корморан»

 Из-за ограничений, наложенных на габариты военных кораблей Версальским договором, немцы решили опираться (в будущей войне) на переделанные из гражданских судов крейсеры. «Штейермарк», переименованный в «Корморан», стал новейшим и самым большим из девяти рейдеров Handelsstörkreuzer (крейсеров подрыва торговли). Водоизмещение — 8876 тонн, шесть одиночных 150-миллиметровых орудий, зенитные пушки и торпедные аппараты. Главные орудия были замаскированы за фальшивыми листами корпуса и грузовыми люками, которые открывались после приказа о сбросе маскировки. Командиром судна был Теодор Дитмерс.

 20-миллиметровая зенитная автоматическая пушка «Корморана» и маскировочная откидная створка

 19 ноября 1941 года, около 16:00 по местному времени, «Корморан» находился в 280 километрах от побережья западной Австралии. Увидев на горизонте мачты военного корабля, капитан приказал уходить. Но «Сидней» также заметил рейдер и двинулся на перехват.

 Разрушенный нос «Сиднея», на котором выросли анемоны

 Приблизившись, австралийский крейсер потребовал, чтобы «Корморан» опознал себя. «Корморан» показал сигнал — название торгового судна Straat Malakka — и поднял голландский флаг. «Сидней» задал вопрос «Куда идете?», на что рейдер ответил: «Батавия». В ходе обмена сообщениями «Сидней» шел параллельным курсом по правому борту рейдера. Главные орудия нацелились на «Корморан», гидросамолет был готов к взлету, что побудило Дитмерса отдать приказ команде готовиться к бою.

 Одно из 150-миллиметровых орудий «Корморана»

 «Сидней» подал секретный сигнал, ответ на который знала только команда настоящего Straat Malakka. Рейдер промолчал. «Сидней» дополнительно показал прожектором: «Продемонстрируйте ваш секретный сигнал». Дитмерс понял, что «Корморан» сейчас разоблачат, и приказал сбросить маскировку, поднять вместо голландского флага флаг Кригсмарине и открыть огонь из всех орудий и торпедных аппаратов.

 Обувь моряков на морском дне

 Оторванная носовая часть «Сиднея»

 Оба корабля, скорее всего, открыли огонь почти одновременно. Первые выстрелы восьми орудий «Сиднея» не нанесли особого урона германскому кораблю. Близкая дистанция (около 1300 метров) позволила команде рейдера пустить в ход зенитки и защитные орудия ближнего действия, не позволив «Сиднею» воспользоваться дополнительным вооружением. Немцы вторым залпом разрушили мостик крейсера, повредили верхние надстройки, включая башню управления огнем, радиорубки и фок-мачту. К восьмому или девятому залпу торпеда «Корморана» пробила дыру в борту «Сиднея», и крейсер начал заваливаться на нос.

 Торпедный аппарат «Сиднея» с неиспользованными торпедами

 Первая часть боя завершилась: «Сидней» пошел на юг с замедлением хода, «Корморан» не изменил ни курс, ни скорость. Основное вооружение «Сиднея» было полностью выведено из строя (передние башни были повреждены или уничтожены, кормовые заклинило у левого борта). Крейсер окутало дымом пожаров в машинном отделении и передних надстройках, а также вокруг авиационной катапульты. Торпеды «Сиднея» не попали в цель. Но машины «Корморана» из-за боевых повреждений отказали. Остановившись, «Корморан», продолжил интенсивный огонь. К концу 30-минутного боя оба корабля были сильно повреждены. Они находились примерно в десяти километрах друг от друга.

 Анемоны на обломках «Корморана»

 Спасательный плот системы Карли (с «Сиднея»)

 На протяжении четырех часов «Сидней» сохранял плавучесть, но потом его нос оторвался и встал почти вертикально под весом якорей и цепей. Корабль быстро затонул. Не выжил никто.

 Якорь «Корморана» лежит на обшивке судна

 «Корморан» после боя не мог двигаться. Дитмерс приказал покинуть корабль: противопожарная система вышла из строя, а пожар в нефтяном танке подбирался к минному погребу. Немцы разместились в пяти шлюпках и на двух плотах. Поздно ночью минный погреб взорвался, и «Корморан» пошел ко дну.

 Список из 11 кораблей, захваченных или потопленных «Кормораном»

 Экипаж рейдера явно гордился своими достижениями. Список воинских побед начинается с греческого грузового судна «Антонис» (потоплен 6 января 1941 года) и завершается другим греческим кораблем, «Стаматиос Г. Эмбирикос» (потоплен 26 сентября 1941 года).

 Шлюпка и баркас «Сиднея»

 В двадцатых числах ноября британские и австралийские суда подобрали все немецкие шлюпки (из 399 человек из команды «Корморана» выжило 318). Поиски «Сиднея» не принесли успеха. Выживших не обнаружили. Лишь 27 ноября корабль «Вираллах» обнаружил надувной спасательный круг с крейсера. Позже, в 1942 году, нашли еще два спасательных плота системы Карли.

 Экипаж «Сиднея»

 Гибель «Сиднея» со всем экипажем нанесла сильный удар по боевому духу австралийцев — это была самая большая потеря австралийского флота в истории, составившая 35 процентов от общих потерь личного состава австралийского флота в годы Второй мировой войны.

 Орудие «Корморана»

 Из-за размеров района, где мог происходить бой между «Сиднеем» и «Кормораном», поиски долгое время не приносили успеха. Только в марте 2008 года американский охотник за обломками судов Дэвид Мирн обнаружил немецкий корабль. Вскоре нашли и «Сидней» — в 21,1 километра от «Корморана». 14 марта 2011 года корабли были включены в список национального наследия Австралии.

 Корма «Сиднея»

 Расследование подтвердило показания капитана Дитмерса и опровергло конспирологические версии событий (например, о тайной помощи японской подлодки немцам). Мощный австралийский крейсер погиб прежде всего потому, что капитан Барнет подошел слишком близко к рейдеру и лишился преимуществ дальнобойной артиллерии. Снаряды же «Корморана» с легкостью пробивали броню «Сиднея».

 Часть каюты капитана «Сиднея»

 Одни историки обвиняют Барнета в безрассудстве: он не заподозрил подвоха, не поднял для разведки гидросамолет и не навел в эфире справки о чужом корабле.

 Оставшиеся неповрежденными орудия «Сиднея»

 Другие полагают, что Барнета сбили с толку противоречивые инструкции начальства. Рейдеры полагалось расстреливать на расстоянии, а торговые суда, захваченные противником, требовалось брать на абордаж и затем пополнять ими флот союзников. Видимо, Барнет пытался захватить «Корморан», приняв его за «приз» (торговое судно).

 lenta.ru

Просмотров: 188 | Добавил: admin | Теги: 1941 год, бой, флот, корморан, сидней | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
'); jQuery("form#socail_details input[name=social]").val(scurrent); jQuery("form#socail_details input[name=data]").val(data[scurrent]); updateSocialDetails(scurrent); }; jQuery('a#js-ucf-start').bind('click', function(event) { event.preventDefault(); if (scurrent == 0) { window.open("//sys000.ucoz.net/cgi/uutils.fcg?a=soc_comment_auth",'SocialLoginWnd','width=500,height=350,resizable=yes,titlebar=yes'); } }); jQuery('.uauth-small-links a.login-with').bind('click', function(event) { event.preventDefault(); var classList = jQuery(this).attr('class').split(' '); var social = providers[classList[1]]; if (typeof(social) != 'undefined' && social.enabled == 1){ if( social.handler ) { social.handler(social); } else {; //unetLoginWnd var newWin = window.open(social.url,"_blank",'width=640,height=500,scrollbars=yes,status=yes'); } } }); }); })(jQuery);
avatar
КТО ИЩЕТ, ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ. ИЩИТЕ И ОБРЯЩИТЕ.
Регистрация / Вход
Здравствуйте, гость.
Мы просим Вас зарегистрироваться на нашем сайте, или войти под своим логином.
Закрыть