Это кажется почти невероятным: в Кобоне на берегу Староладожского канала, у самой Ладоги, теперь красуется восстановленное деревянное здание музея – точь-в-точь как то, что сгорело в мае 2010 года. И уже совсем скоро, после вынужденного пятилетнего перерыва, в нем вновь откроет свои экспозиции филиал музея¬заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». Ожидается, что музей начнет действовать в сентябре – к годовщине начала действия водной Дороги жизни. Сейчас идет работа по поиску экспонатов, ведь фактически музей приходится создавать практически заново. Однако вовсе не с чистого листа.
АРХИВ СИМОНА ГЕЛЬБЕРГА
В прежнем музее было две постоянные экспозиции – «Дорога жизни» и «Поэт Александр Прокофьев». Тогда, пять лет назад, в огне погибли все экспонаты. Спасти удалось только стол с экспозиции, посвященной поэту Александру Прокофьеву: сотрудница музея вынесла его буквально из огня. Самой главной утратой был масштабный макет КобоноКареджского порта, рассказывавший о деятельности одного из ключевых мест Дороги жизни.
По словам директора музея¬заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» Дениса Пылева, многие просто не верили, что восстановление музея в Кобоне возможно. Это не могло бы произойти без помощи и поддержки Правительства Ленинградской области и общественности. Важно и то, что новое здание внешне выглядит точной копией утраченного, а по содержанию это будет современный музей со всей необходимой инфраструктурой.
По разработанной сегодня концепции будущего музея в нем будет две части. Та экспозиция, что на первом этаже, будет посвящена Дороге жизни. Ее ядром станут уникальные материалы Симона Гельберга – архитектора, художника, проработавшего на Дороге жизни с первого до последнего дня: сначала он был заместителем начальника ледового участка пути, а затем отвечал за перевозку грузов и войск. За год до начала войны он окончил в Ленинграде Академию художеств, до июля 1941 года был деканом ее архитектурного факультета. После войны Симон Гельберг жил в Риге и занимался творческой деятельностью вплоть до своей смерти в 1975 году.
Впоследствии его семья передала архив художника в музейзаповедник «Прорыв блокады Ленинграда». В этой коллекции – рисунки, служебные документы, рабочие карты, чертежи и схемы, а также семь уникальных дневниковых тетрадей, в которые Гельберг тщательно заносил все, что происходило с Дорогой жизни.
Как отмечают специалисты, в настоящее время дневник Симона Гельберга является единственным опубликованным дневником, сделанным на Дороге жизни. Впервые материалы Гельберга были представлены на выставке в мемориальном зале музея¬диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» в Кировском районе в ноябре 2009 года – январе 2010 года. К 70¬летию Победы альбом уникальных архивных документов «Дорога жизни художникасолдата Симона Гельберга» был издан на средства бюджета Ленинградской области. В нем опубликованы рисунки, фотографии и документы из фондов Музейного агентства, музея¬заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» и Новоладожского историко-краеведческого музея.
ЛИШНИХ ЭКСПОНАТОВ НЕ БУДЕТ
Изюминкой прежнего музея была большая панорама КобоноКареджского порта. Теперь с инициативой ее воссоздания выступили ветераны «Метростроя». Почему именно они? Дело в том, что эта организация берет свое начало 21 января 1941 года, когда был подписан приказ об образовании в Ленинграде Строительства № 5 – народного комиссариата путей сообщения, призванного построить в городе метрополитен. Когда началась война, заниматься пришлось совершенно иным строительством оборонительных сооружений вокруг Ленинграда, а потом и на Дороге жизни…
На втором этаже музея будет развернута краеведческая экспозиция, которая расскажет о древней истории Кобонского края, о дореволюционной жизни Кобоны с ее дачниками, рыбаками, каналами, о Ладожском озере, об истории храма Св. Николая Чудотворца в Кобоне. Как и прежде, часть экспозиции будет посвящена знаменитому уроженцу деревни Кобона, поэту, Герою Социалистического Труда Александру Андреевичу Прокофьеву. Самая главная проблема – с экспонатами. Недаром дирекция музея¬заповедника «Прорыв блокада Ленинграда» обращается с просьбой откликнуться и, если возможно, поделиться с музеем реликвиями, связанными с Дорогой жизни, бытом блокадного Ленинграда. Интересуют также артефакты крестьянского быта XIX – ХХ веков. Кроме того, музей с благодарностью примет для создания экспозиции издания Александра Прокофьева советского времени. Тем не менее новый музей не создается с нуля. За те пять лет, пока его не было, тему Дороги жизни подхватила расположенная в той же Кобоне на берегу Новоладожского канала постоянно действующая подводно¬археологическая военно¬патриотическая экспедиция частного музея «Дорога жизни, КобонаКареджский порт».
За последние несколько лет со дна Ладожского озера были подняты многочисленные «артефакты» Дороги жизни. Они составили экспозицию музея, открытого в одном из помещений базы отдыха, а в мае прошлого года рядом появился музей под открытым небом. Его изюминкой стала символическая въездная арка на Дорогу жизни, сделанная по фотографиям военного времени, и восстановленная полуторка, ходившая по ледовой дороге, воссозданая на основе подлинного каркаса грузовика, поднятого со дна Ладоги в марте 2014 года. В апреле полуторка была восстановлена и 8 мая 2014 года установлена как памятник.
О ДОРОГЕ ЖИЗНИ – ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ
Резонный вопрос: будет ли теперь в Кобоне два музея, посвященных Дороге жизни?
«Двух музеев одной тематики не будет – этого всетаки слишком много для маленькой Кобоны, – отвечает Сергей Марков, заведующий сектором музея¬заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», именно он отвечает за Кобонский филиал. – Предполагается, что они будут взаимно дополнять друг друга и находиться в постоянном творческом содружестве. Часть экспонатов с музейного уголка базы отдыха, очевидно, будет передана в новый государственный музей. На самой же базе отдыха экспозиция будет рассказывать о подводной археологии, кроме того, максимальное внимание будет отдано развитию музейной площадки под открытым небом».
По словам Сергея Маркова, главная идея обоих музеев – показать, что Дорога жизни – огромный механизм, созданный для функционирования блокадного Ленинграда.
«Мы до сих пор представляем себе Дорогу жизни немного однобоко, только как путь эвакуации ленинградцев из города, – говорит Сергей Марков. – Говоря о Дороге жизни, многие, как правило, имеют в виду участок в 40 километров во Всеволожском районе. Иногда даже складывается впечатление, что Дорога жизни – это просто путь, проложенный в лесу, и все. И ничего вроде героического нет… Но Дорога жизни – это великий подвиг огромного количества людей, это конгломерат различных родов войск, служб. Дорога жизни была ведь не только автомобильная: она была водная, железнодорожная, по льду, по земле, всего больше трехсот километров. Об этом надо рассказывать, необходимо восстановить историческую справедливость».
Сергей Марков напоминает, что именно железная дорога позволила создать два порта на берегу Ладоги – Осиновецкий и КобоноКареджский. Это крупнейшие порты на Ладоге за всю историю ее существования. До этого не было и сейчас нет. За два месяца были построены порты, в полную силу они заработали к августу 1942 года.
Осиновецкий порт, куда входили бухты Морье, Новая, Осиновец, Гольсмана и Каботажная Гавань, насчитывал 14 пирсов общей длиной более 2200 погонных метров. Для обеспечения работы порта было уложено около 30 км железнодорожных путей широкой колеи и около 9 км узкой колеи.
КобоноКареджский порт имел 13 пирсов общей длиной более 5500 погонных метров. При строительстве порта было уложено свыше 12 км железнодорожных путей широкой колеи и столько же узкой колеи. В процессе строительства портов были проведены большие дноуглубительные и дноочистительные работы. В частности, был прорыт Кобонский канал, соединивший Новоладожский канал с Ладожским озером.
После прорыва блокады в январе 1943 года Дорога жизни только наращивала свои обороты, и Ладожская военная флотилия всю навигацию 1943 года работала на Ленинградский фронт, делая свой вклад в подготовку полного разгрома врага.
ПО КОБОНЕ НА ПОЛУТОРКЕ
Весной нынешнего года в музее под открытым небом появился новый экспонат – фрагмент паровоза серии «Л», перевезенный из Пскова. Строго говоря, этот паровоз под номером Л¬4376 послевоенный, но подобные паровозы ходили во время войны по Дороге жизни. В 1988 году этот фрагмент паровоза был установлен как памятник перед железнодорожным клубом в Пскове. Со временем клуба не стало, памятник стал бесхозным. С согласия РЖД его передали в Кобону, где отреставрировали. Торжественное открытие паровоза в Кобоне состоялось 10 мая нынешнего года.
«Этот паровоз в Кобоне – памятник героическим бойцам женских батальонов, которые строили железную дорогу в феврале 1942 года от Войбокало до Косы, – отмечает Сергей Марков. – В кратчайшие сроки, за 25 дней, в тяжелейших условиях суровой зимы они возвели этот путь. Насыпь делали из уплотненного снега. Весной его меняли на нормальную песчаную насыпь. Строительство этой дороги уменьшило автомобильное «плечо» подвоза продуктов на 150 километров. После окончания ее строительства в Ленинграде были увеличены нормы выдачи продовольствия.
Кроме того, это еще и памятник той масштабной операции по вывозу железнодорожной техники из блокадного Ленинграда, которая также проводилась по Ладоге. Ведь к началу блокады в Ленинграде скопилось огромное количество паровозов и вагонов – около четырехсот. Они были очень нужны на Большой земле, их вывозили на паромах Ладожской военной флотилии. Естественно, под огнем противника. Два парома затонуло: один 5 ноября 1942 года, второй – в ночь с 6 на 7 ноября 1942 года. Последний из них найден нами на дне Ладоги и обследован.
В один из последних выходов нашей подводной экспедиции недалеко от Зеленецких островов, на маршруте ледовой дороги из Осиновца в Лаврово, был найден борт полуторки с государственным регистрационным номером, который можно прочитать».
Кстати, весной экспедиция подняла со дна Ладожского озера автомобиль ЗИС¬5, участвовавший в перевозке грузов в блокадный Ленинград по Дороге жизни. Это первая «трехтонка», извлеченная из вод Ладоги. В этой экспедиции участвовал и глава нашего региона Александр Дрозденко.
Кроме того, по словам Сергея Маркова, частью музея под открытым небом станет действующий «живой экспонат» – отреставрированная полуторка ГАЗ¬АА. Она будет на ходу. «Эта полуторка уже отреставрирована в наших мастерских в Кобоне, – рассказал Сергей Марков. – В ней подлинный двигатель, пролежавший 73 года на дне Ладоги. Его удалось починить и даже запустить. Подлинные, со дна Ладоги, коробка передач, карданный вал, рулевые тяги, даже аккумулятор… Кабина тоже с подлинной полуторки, но не со дна Ладоги, а из Новгородской области, с мест боев 2¬й Ударной армии. Машину мы восстанавливали очень быстро, однако, когда дошло дело до мелочей, работа замедлилась. Но рано или поздно военная полуторка поедет по улицам Кобоны…»
vesty.spb.ru
|