Из истории русской гвардейской кавалерии
27 ноября в выставочных залах Арсенального каре Гатчинского дворца открылась выставка «Дорогами славы и побед», приуроченная к 285-летию создания конной гвардии.
Эта выставка – для настоящих мужчин, увлеченных военными баталиями, историями полков, игрой в солдатики, наконец.
Временная экспозиция организована музеем-заповедником «Гатчина» совместно с Государственным мемориальным музеем А.В. Суворова и Новгородским музеем-заповедником. Она посвящена славной истории полков русской гвардейской кавалерии за период со второй трети XVIII века до революции 1917 года. Всего в нее включено более 200 предметов.
Указ о создании лейб-гвардии Конного полка Российской императорской армии был подписан императрицей Анной Иоанновной в декабре 1730 года. С этого момента и до середины XIX века конная гвардия играла важную роль на поле боя: это была и ударная сила, и резерв, способный переломить ход сражения. Даже в конце XIX столетия, когда с развитием огнестрельного оружия роль кавалерии в общем-то снизилась, служба в конной гвардии по-прежнему считалась почетной и ответственной.
Гвардейцы во все времена являлись образцом блестящей выучки и дисциплины для остальной армии, были опорой монархов. Не случайно именно гвардии доверяли охрану загородных императорских резиденций (в Гатчине, например, службу несли кирасиры лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества полка). В экспозиции отражены основные исторические этапы становления и развития полков русской гвардейской кавалерии в XVIII – начале XX веков. Детали униформы и элементы снаряжения, оружие, награды и регалии, представленные на выставке, акцентируют внимание на ярких эпизодах боевой службы гвардейцев. У посетителей выставки есть прекрасная возможность наблюдать, как с течением времени изменялся их внешний облик.
Изображения кавалеристов и сражений с их участием были одной из основных тем батальной живописи. На выставке можно увидеть картину «Атака лейб-гвардии Конного полка» Виктора Мазуровского (1859-1944), русского художника польского происхождения. Мастер батальных сцен учился в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. По ее окончании вместе с золотыми медалями он получает и стипендию российской армии. Впоследствии Виктор Мазуровский занимал должность художника при русской армии, выполнил цикл работ, посвященных военным формированиям. Во время русско-японской, Первой мировой войн был на фронтах, где рисовал батальные сцены. После революции 1917 года работал в военном музее Петербурга.
Среди других произведений этого жанра интересна также работа русского художника Павла Шипова (1860-1919) «Атака лейб-гвардии Казачьего полка». Павел Дмитриевич Шипов – генерал-лейтенант, участник Первой мировой войны. Один из главных представителей жанра военного портрета на рубеже столетий. Он делал карандашные наброски, работал акварелью, писал портреты солдат на отдыхе, наблюдал в боях.
Среди экспонатов есть также образцы конного портрета, в том числе довольно редкие – рядовых и унтер-офицеров гвардейских полков. Особое место в экспозиции занимают серебряные литавры лейб-гвардии Конного полка, добытые в качестве трофея в битве под Полтавой (коллекция Государственного мемориального музея А.В. Суворова). Они же изображены на портрете литаврщика из собрания Новгородского музея-заповедника, который впервые будет показан на выставке вместе с самими литаврами.
Отдельный зал посвящен истории лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества полка, который был расквартирован в Гатчине с 1822 года до начала Первой мировой войны. Один из центральных экспонатов зала – живописный портрет кисти Николая Семеновича Самокиша (1860-1944) младшего унтер-офицера лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества полка. Этот художник, обладающий исключительной культурой рисунка, еще во время учебы в Академии художеств был рекомендован к военному ведомству для зарисовок маневров. И это, помимо другой работы, стало его призванием. Долгие годы Николай Семенович посвятил рисованию лошадей. Рассказывая своим ученикам о секретах творчества, он говорил: «Даже кляча на скаку красива и живописна». Наряду с предметами снаряжения кирасиров и фотографиями здесь представлен палаш великого князя Михаила Александровича, брата императора Николая II, служившего в этом полку в 1902-1909 годах. Оружие было преподнесено ему сослуживцами – офицерами Кирасирского полка. Особенность гатчинского палаша не только в дарственной надписи на клинке, но и в автографах офицеров. Всего 41 подпись, причем каждый автограф, нанесенный в технике инкрустации золотой проволокой, исполнен своим, авторским почерком. Прощальный подарок Синих кирасиров августейшему однополчанину напомнит посетителям выставки о драматичной истории любви великого князя Михаила Александровича и Натальи Сергеевны Вульферт, отношения с которой навсегда изменили его офицерскую и личную судьбу. Ради возможности соединить судьбу с дважды разведенной женщиной он отказался от русского престола. Понятно, почему на клинке нет автографа поручика Вульферта…
Интересно также увидеть мемориальный стальной стул – подарок кирасиров шефу полка, императрице Марии Федоровне.
Временная выставка «Дорогами славы и побед» будет работать до 3 апреля 2016 года.
vesty.spb.ru
|