Главная » Статьи » Статьи » Нумизматика

Использование монет в качестве рекламных жетонов

 В практике нумизматического коллекционирования встречаются иногда иностранные монеты с надчеканками реклам различных фирм, а также монеты в оправах, содержащих различные надписи. Редакция «Советского коллекционера» помещает заметку о таких монетах в ответ на многочисленные запросы читателей о природе этих «странных монет».
  Конкуренция фирм в капиталистическом мире требует различных форм рекламы, на которую ассигнуются солидные средства, и предприниматели изощряются в новых способах рекламирования своей продукции. Одной из миниатюрных форм рекламы являются многочисленные и разнообразные рекламные жетоны, изготовляемые по заказам фирм. В некоторых случаях в рекламные жетоны путем надчеканки или оригинального обрамления превращались монеты различных государств, изъятые из обращения, а. иногда и продолжавшие находиться в нем.
  Особенно широко применялись надчека-ненные рекламными надписями монеты в Англии во второй половине XIX века. Сама по себе практика применения иностранной монеты для Англии не являлась чем-то новым, так как еще в конце XVIII века серебряные испано-американские пиастры, являвшиеся мировой монетой того времени, надчеканивались миниатюрным портретом английского короля Георга III и ходили наравне с английскими кронами, а в качестве разменной монеты довольно широко применялись токены, т. е. частные монеты.
  В начале 60-х годов прошлого века Англия заменяла медную разменную монету бронзовой. На лондонском монетном дворе возникли определенные затруднения, связанные с переходом не только на новые штемпеля, но и на новый монетный сплав; это отразилось в известной мере и на обеспечении денежного обращения мелкой разменной монетой, и тогда в денежном обращении Англии появилось много иностранной бронзовой монеты, главным образом французской, а также итальянской, люксембургской и испанской. Эти монеты по размеру и весу были очень близки к английским, ввозились они частными лицами и в довольно большом количестве. Известно, что доставкой французской бронзовой монеты из северных портов страны занимались некоторые английские рыбаки. Операция эта была довольно выгодной. Пользуясь курсовой разницей, импортеры французских монет на каждом фунте стерлингов (252 французские десятисантимовые монеты) получали шиллинг прибыли. Английское правительство официально не разрешало обращение в государстве иностранной монеты, но и не препятствовало этому, в результате чего по свидетельству современников до 10% ходившей в Лондоне бронзовой монеты было иностранного происхождения. Только в 1887 г. был запрещен импорт иностранных монет в Англию и прекращено их обращение.

Илл.1

 Ввиду того что законом 1861 г. порча и, в частности, надчеканка английских и колониальных монет были запрещены и карались тюремным заключением или каторжными работами, надчеканке подвергались иностранные монеты, оставаясь при этом в обращении.
  Основная масса английских рекламных клейм встречается на французских десяти- и пятисантимовых монетах, так как среди курсировавших иностранных монет они составляли преобладающее большинство. На итальянских и люксембургских монетах надчеканки единичны.

Илл.2

 Клейма эти не датированы, но определенно относятся ко второй половине 70-х и началу 80-х годов XIX века.

Илл.3

 Известно около 25 английских рекламных надчеканок. Для примера приведем некоторые: BORWICK'S | BAKING | POWDER (илл. 1) — порошок для печения Борвика.

Илл.4

 EMPIRE | THEATRE | IMMENSE | SUCCESS (илл. 2) — Имперский театр, огромный успех. Имперский театр на Лейчестерской площади открыт в 1884 г. Николсом — владельцем кафе. TILLEY'S | COALS | BRIGHTON (илл. 3) — каменный уголь Тилли, Брайтон.
  Когда в 1885 г. в английской прессе обсуждался вопрос о допустимости обращения иностранной монеты, да еще надчеканенной рекламными лозунгами, газета «Таймс» (в номере от 26 мая 1885 г.) поместила письмо одного корреспондента, выражавшего опасение, как бы Франция не отплатила за это Англии порчей английской монеты.
  Действительно, во Франции известны рекламные надчеканки на английских монетах, но в значительно меньшем количестве.
  Как пример можно привести английский бронзовый пенни королевы Виктории с надчеканкой LE|PIGOTIN|APERITIF, т.е. аперитив (средство, возбуждающее аппетит) фирмы Никотин (илл. 4).
  В XX столетии изготовление рекламных жетонов из монет приняло несколько иные формы. Монеты не надчеканиваются, а вставляются в металлические (чаще всего алюминиевые) плоские кольца с рекламными надписями.
  Такие жетоны, основу которых составляют монеты, носят в литературе английское название encased coins — обрамленные монеты, или монеты в оправе.
  Приведем несколько примеров таких рекламных жетонов-монет из различных частей света:
  Рекламный жетон сберегательной кассы округа Пренцлау (Германия), сделанный из бронзовой монеты 1 пфенниг 1925 г.
  На обрамляющем алюминиевом кольце надписи: на одной стороне — SPARE BEI DER SPARKASSE PRENZLAVER KREISES — храните (деньги) в сберегательной кассе округа Пренцлау; на другой — рифмованный лозунг — WER DEN PFENNIG NICHT EHRT IST DES TA LERS N1CHT WERT — кто не уважает пфеннига, не достоин талера; изображение подковы и четырехлепесткового клеверного листа (по народным повериям это символы счастья).
  Токен фирмы Мэрлес и К° в г. Калгари (Канада), сделанный из канадской монеты 1 цент 1960 г.
  На обрамляющем кольце надписи: на одной стороне — MARLES & СО P. O. BOX 833 CALGARY CANADA — Мэрлес и К° почтовый ящик 833, город Калгари, Канада; на другой — GOOD FOR 25C IN TRADE INC, IN CANADIAN COINS — пригоден в торговле, как 25 центов, приравнен к канадской монете.
  Токены различных фирм на Гавайских островах, сделанные из монет США в 1 цент, обрамленных алюминиевыми кольцами с изображением подковы и четырех-лепесткового клеверного листа.
  На подкове надписи: KEEP ME AND NEVER GO BROKE — храни меня и никогда не разменивай или KEEP ME AND HAVE GOOD LUCK — храни меня и будешь счастлив, иногда с добавлением I BRING GOOD LUCK — я приношу счастье. В некоторых случаях написано KEEP ME AND YOU WILL HAVE GOOD LUCK, т. е. храни меня и добьешься счастья.
  На другой стороне — рекламы различных фирм, главным образом связанных с туризмом, представляющим на Гавайях немаловажную статью дохода, например:
  AUTO LEASING CO OF HAWAI — Компания по сдаче в аренду автомобилей на Гавайских островах.
  На некоторых жетонах указано, что они заменяют разменные деньги при расчетах внутри данной фирмы, например: ISLAND COIN EXCHANGE INC HONOLULU HAWAI 1111 BISHOP ST& ALA MOANA CENTER — разменная монета, принимаемая в Гонолулу, Гавайи, по ул. Бишоп 1111 и в центре Ала Моана.

 tokenoman.ru

Категория: Нумизматика | Добавил: admin (25.08.2016)
Просмотров: 141 | Теги: рекламных, монет, использование, в качестве, жетонов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
'); jQuery("form#socail_details input[name=social]").val(scurrent); jQuery("form#socail_details input[name=data]").val(data[scurrent]); updateSocialDetails(scurrent); }; jQuery('a#js-ucf-start').bind('click', function(event) { event.preventDefault(); if (scurrent == 0) { window.open("//sys000.ucoz.net/cgi/uutils.fcg?a=soc_comment_auth",'SocialLoginWnd','width=500,height=350,resizable=yes,titlebar=yes'); } }); jQuery('.uauth-small-links a.login-with').bind('click', function(event) { event.preventDefault(); var classList = jQuery(this).attr('class').split(' '); var social = providers[classList[1]]; if (typeof(social) != 'undefined' && social.enabled == 1){ if( social.handler ) { social.handler(social); } else {; //unetLoginWnd var newWin = window.open(social.url,"_blank",'width=640,height=500,scrollbars=yes,status=yes'); } } }); }); })(jQuery);
avatar
КТО ИЩЕТ, ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ. ИЩИТЕ И ОБРЯЩИТЕ.
Регистрация / Вход