Главная » Статьи » Статьи » История

«Мертвая дорога»: ударное строительство Трансполярной магистрали, которое оказалось никому ненужным

Строительство Трансполярной магистрали в период с 1947 по 1953 гг.

 На окраине Салехарда (Ямало-Ненецкий автономный округ) находятся остатки печально известной Трансполярной магистрали, именуемой также «Мертвой дорогой». Железная дорога «Салехард-Игарка» должна была стать частью грандиозного замысла Сталина соединения восточной и западной частей Сибири. Стремительная, непродуманная стройка унесла жизни тысяч политзаключенных, трудившихся на участках, а сама дорога оказалась никому не нужной.

Деформированное полотно железной дороги «Салехард-Игарка»

 По первоначальному замыслу длина Трансполярной магистрали должна была составить 1300 километров. На деле же удалось построить только 698 км железнодорожного полотна. Когда в 1947 году Сталин дал добро на строительство магистрали, работа производилась ударными темпами. Удивительно, что подразделение ГУЛага железнодорожного строительства даже не потрудилось составить надлежащим образом проектно-сметную документацию. Руководители решили, что бесплатной рабочей силы заключенных и неограниченных финансовых вложений со стороны государства будет достаточно для возведения железной дороги.

Неэффективное строительство в условиях вечной мерзлоты

 На самом же деле работы проводились крайне непрактично. Сначала из песочно-каменной смеси делалась насыпь, а затем на нее укладывались рельсы и шпалы. В сезон заключенные прокладывали примерно 100 км дороги. Руководители стройки не учитывали экстремальных климатических условий. Когда после затяжной зимы наступало потепление, верхний слой почвы размокал, а это приводило к деформации ж/д полотна. Необходима была реконструкция недавно построенной дороги.

На стройке Трансполярной магистрали было задействовано почти 300 тысяч политзаключенных ГУЛага

 Всего на строительство Трансполярной магистрали было брошено почти 300 тысяч заключенных ГУЛага. Им приходилось работать в невыносимых условиях: зимой температура опускалась до – 60 градусов, а дождливым летом людей одолевали полчища насекомых. По разных данным на этой стройке погибла треть пригнанных людей.

Плачевное состояние железной дороги «Салехард-Игарка»

 В то время существующие сибирские заводы удовлетворительно обслуживались уже имеющимися транспортными путями, а сам Ямало-Ненецкий автономный округ был слишком малонаселенным и изолированным. Как показала практика, в строительстве этой железной дороги не было практической необходимости. Появление Трансполярной магистрали должно было только потешить самолюбие Сталина.

Движение одного из первых поездов по Трансполярной магистрали, 1952 год

 В августе 1952 года было открыто движение по участку Салехард-Надым. Помимо рабочих поездов, тогда же пустили один пассажирский, правда его скорость движения не превышала и 15 км/ч из-за опасности схода состава. Очень частыми были аварии на участке. Строительство завершилось со смертью вождя в 1953 году. Дорога оказалась никому не нужна. Низкое качество строительства и экстремальные климатические условия быстро сделали свое дело. Теперь «Мертвая дорога» выглядит крайне плачевно: покореженное полотно, разрушенные мосты, ржавые паровозы.

Разрушенный мост на железной дороге «Салехард-Игарка»

 kulturologia.ru

Категория: История | Добавил: admin (30.11.2017)
Просмотров: 225 | Теги: Никому, ненужным, строительство, Трансполярной магистрали, ударное, оказалось, которое, Мертвая дорога | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
КТО ИЩЕТ, ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ. ИЩИТЕ И ОБРЯЩИТЕ.
Регистрация / Вход
Здравствуйте, гость.
Мы просим Вас зарегистрироваться на нашем сайте, или войти под своим логином для общения на сайте и скачивания файлов.
Закрыть