Главная » Статьи » Статьи » Фалеристика

Знаки классности летного состава - знаки Летчик-снайпер и Штурман-снайпер

 История развития авиации в СССР начинается в 1921 году. Именно тогда специально образованная ведомственная комиссия разработала программу становления ВВС Советского Союза на период с 1923 по 1925 годы. Экономическая ситуация в стране в то время была крайне угрожающей, а на Поволжье и вовсе царил голод, но понимая необходимость воздушной обороны молодого коммунистического государства, правительство выделило 3 миллиона рублей для развития авиационной промышленности.

 История развития классности летного состава в СССР

  В марте 1923 года сформировалась организация под названием ОДВФ, целью деятельности которой стал сбор средств для финансирования авиационного строительства. Организация не только собирала добровольные пожертвования, но и выпускала в продажу марки и открытки, выручка от реализации которых направлялась в общий фонд. Поддержку ОДВФ оказала газета «Известия» - на страницах бумажного издания постоянно возникали призывы к перечислению средств на специальный счет.
  Таким образом, совместными усилиями удалось добиться сбора денег на строительство единиц военного и гражданского воздушного транспорта. Общее число самолетов, произведенных на средства населения – 111 штук. Также благодаря ОДВФ строились аэродромы, оснащались летные площадки.
  Первые знаки для летчиков появились в 1938 году. Именно они стали прототипом дизайна знаков классности, о которых мы будем говорить ниже. Знаками образца 1938 года награждали выпускников летных училищ. Существовало семь разновидностей, различающихся дизайном и способом изготовления – все жетоны отливались из топмака, а покрытие было:
  •эмалированным;
  •позолоченным;
  •посеребрянным.
  Что касается первых знаков классности, когда летчикам и штурманам была присвоена 1, 2 или 3 категория, в соответствие с профессиональными навыками и знаниями, то они появились в 1950 году. Для летчиков знак представлял собой щит, в который сзади воткнуты два меча, о чем свидетельствуют рукоятки, и по три горизонтально расположенных слева и справа крыла. В верхней части знака красовалась рубиновая пятиконечная звезда, а на самом щите была цифра «1», «2» или «3». Знак штурманов выглядел несколько иначе: схематическое изображение самолета, в хвосте которого (верхняя часть знака) располагалась красная звезда, а по бокам – золотистые крылья, в каждом из которых было по три пера. Аналогично знакам летчиков, цифра, указывающая на классность, проставлялась на самом самолете.
  В 1959 году дизайн знаков для летчиков и штурманов 1 и 2 класса поменялся, а уже в следующем году появился специальный жетон для военных летчиков и штурманов. В августе 1961 года были введены общие для всех войск знаки классности, которые имели единый дизайн, а еще через 10 лет появились знаки классности для штурманов-снайперов и летчиков-снайперов, о которых мы поговорим ниже.

  Появление знаков классности воздушных снайперов

  В сентябре 1971 года с подачи тогдашнего генерал-полковника авиации И.Н. Кожедуба, который был трижды Героем Советского Союза, было утверждено постановление о создании высшей категории классности, которая присуждалась настоящим асам воздушного искусства. Звание «Летчика (штурмана) снайпера» могли получить только те, которые в совершенстве владели тактикой боя, искусно управляли авиационной техникой, сдали все нормативы, необходимые для присвоения класса.

 Летчик или штурман первого класса, который имел заданное число полетов в арсенале, не менее полутора тысяч часов в воздухе, подтверждавший свою классность в течение 3 последних лет, сдавший все профтесты за последний год на средний балл не ниже 4,96, и имевший отличные оценки по теоретическим дисциплинам, мог претендовать на присуждение класса снайпера. При этом должно было выполняться еще одно условие: ни одной аварии, поломки, повреждения самолета за последний год.
  Знак снайпера давал право на повышение должности летчика или штурмана на один чин, но не выше звания полковника. При этом полагалась надбавка к окладу в установленном размере. Если впоследствии летчик или штурман допускал аварию по собственной вине, классность могли снять. За невыполнение летных нормативов знак не отбирали, а лишали надбавки к окладу. Кстати, случалось, что класса снайпера добивались как раз для повышения чина и по материальным соображениям.

  Знаки классности «Летчик снайпер» и «Штурман снайпер»

  Знаки считались высшей наградой для профессиональных летчиков и штурманов, свидетельствовали факт наличия высокой квалификации. Летчик или штурман первого класса, удостоившийся звания снайпера, априори владел всеми приемами и теоретическими знаниями пилотов второго и третьего классов. Существовало специальное квалификационное свидетельство, куда вписывались все этапы карьерной классности – от первой стадии (3 класса) до звания снайпера.

 Знаки «Летчик снайпер» и «Штурман снайпер» выглядели практически идентично за исключением надписи. Жетон представлял собой золотистый щит, в который по обеим сторонам сверху крест накрест были воткнуты два меча, концы лезвий которых выходили снизу. Справа и слева от щита отходило по две пары крыльев – большие (по три пера) и малые (по четыре пера). Верхушку шита венчала красная звезда, а внутри щита на фоне, покрытом голубой эмалью, изображался истребитель, стремительно набирающий высоту. Под ним на ленте красного цвета находилась надпись «Штурман снайпер» или «Летчик снайпер».
  Знаки классности отливали из латуни. Они крепились посредством булавки и имели размеры 3 на 7,1 сантиметр. Внешне дизайн знака напоминал образец 1950 года, о котором шла речь ранее. Окончательный же облик жетонам придало вмешательство художника Жука А.Б., который внес финальный штрих в разработку эскиза знаков классности 1971 года. Производство жетонов было доверено заводу «Победа».

 falerist.org

Категория: Фалеристика | Добавил: admin (14.06.2018)
Просмотров: 20 | Теги: Знаки классности, летного состава, знаки, Летчик-снайпер, Штурман-снайпер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
КТО ИЩЕТ, ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ. ИЩИТЕ И ОБРЯЩИТЕ.
Регистрация / Вход
Здравствуйте, гость.
Мы просим Вас зарегистрироваться на нашем сайте, или войти под своим логином для общения на сайте и скачивания файлов.
Закрыть